УДК
in process
DOI
10.53988/24136573-2019-02-12
To cite the content of the article, please use the following description
To cite the content of the article, please use the following description
Степанова, Я. Ю. Правовое регулирование развития рыбного хозяйства в Российской Федерации / Я. Ю. Степанова, Д. С. Сангаджиев // Управление рисками в АПК. – 2019. – № 2(30). – С. 161-169. – DOI 10.53988/24136573-2019-02-12.
STEPANOVA Y.YU., SANGADZHIEV D.S.
LEGAL REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF FISHERIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
СТЕПАНОВА Я.Ю., САНГАДЖИЕВ Д.С.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Степанова Яна Юрьевна – заместитель начальника отдела, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
E-mail: yastepanova@spcu.ru
SPIN-код: 4283-1601
Сангаджиев Дмитрий Сергеевич – ведущий специалист, ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России», Москва, Россия
E-mail: sangadzhievds@mcxac.ru
annotation
В представленном ниже материале рассмотрено правовое регулирование рыбного хозяйства в Российской Федерации. Определены основные нормативно-правовые акты и объекты наблюдения, попадающие под их влияние.
Keywords
Рыбное хозяйство, нормативно-правовые акты, регулирование отрасли, промысел, объекты наблюдения, аквакультура.
STEPANOVA Y.YU., SANGADZHIEV D.S.
LEGAL REGULATION OF THE DEVELOPMENT OF FISHERIES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Yana Yu. Stepanova – Deputy Head of Departmen, Agroanalytics Center, Moscow, Russia
E-mail: yastepanova@spcu.ru
Dmitry S. Sangadzhiev - Specialist, Analytical Center of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: sangadzhievds@mcxac.ru
Annotation
The material presented below discusses the legal regulation of fisheries in the Russian Federation. The main regulatory legal acts and objects of observation that fall under their influence are determined.
Keywords
Fisheries, regulatory acts, industry regulation, fishing, observation areas, aquaculture.
Article text
Необходимость интенсификации развития такой отрасли экономики, как рыбное хозяйство, подтверждена на высоком международном уровне в ходе проведения Конференции ООН по устойчивому развитию в 2012 г., на которой ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций) озвучила послание о том, что «зеленая» экономика невозможна без устойчивого роста сельского хозяйства (включая рыболовство, рыбоводство) и что совершенствование управления и эффективности на всей протяженности производственно-сбытовой продовольственной цепочки может повысить уровень продовольственной безопасности наряду с расходованием меньших объемов природных ресурсов.
В связи с экономическим интересом к отрасли, как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом, с точки зрения соответствия правовой базы России международным актам представляет интерес Модельный рыбохозяйственный кодекс для государств-участниц СНГ, который устанавливает правовую основу деятельности в области рыболовства, аквакультуры и сохранения водных биологических ресурсов. Кодекс закрепляет понятие «рыбохозяйственное законодательство», которое составляют нормативные правовые акты, регулирующие отношения в области рыболовства, аквакультуры, сохранения водных биологических ресурсов, а также охраны среды их обитания[1].
Исходя из определения объектов регулирования рыбохозяйственного законодательства, можно предположить, что рыбное хозяйство представляет собой комплексную деятельность, включающую: рыболовство, аквакультуру и сохранение водных биоресурсов, в том числе использование, охрану, защиту и воспроизводство рыб, других водных животных и растений (гидробионтов), являющихся объектами рыболовства (промысла) и объектами аквакультуры; переработку, транспортировку и хранение добытых водных биоресурсов; охрану водных объектов рыбохозяйственного значения.
Правовой базой развития рыбохозяйственной отрасли России является Федеральный закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Несмотря на неполное урегулирование законом всех необходимых вопросов, можно сказать, что он выступает базовой платформой для принятия остальных нормативных правовых актов, например, Федеральный закон от 02.07.2013 № 148-ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ «Об аквакультуре»).
В соответствии с пп.20 п.1 ст.1 ФЗ «О рыболовстве» рыбное хозяйство представляет собой виды деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, производству и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
Согласно ст.2 ФЗ «Об аквакультуре» под аквакультурой (рыбоводством) - деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры.
Указанное определение вполне укладывается в определение, данное Концепцией развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 г., в соответствии с которой рыбное хозяйство является комплексным сектором экономики, включающим широкий спектр видов деятельности – от прогнозирования сырьевой базы отрасли до организации торговли рыбной продукцией в стране и за рубежом[2].
Также в ФЗ «О рыболовстве» (ред. от 02.07.2013) было дано определение товарному рыболовству, которое понималось как предпринимательская деятельность по содержанию и разведению, в том числе выращиванию, водных биоресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, их добыче (вылову) с последующей реализацией уловов водных биоресурсов. Исходя из содержания определений, товарное рыбоводство понималось как вид аквакультуры.
ФЗ «Об аквакультуре» указанные понятия были переработаны. Так, из определения рыбного хозяйства выведен термин «аквакультура», и с 1 января 2014 г. рыбным хозяйством будут признаваться виды деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, производству и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. А аквакультурой (рыболовством) признана деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры (при этом исключен пункт об отдельном определении товарного рыбоводства). Означает ли такое изменение понятий и изменение содержания рыбного хозяйства, означает ли, что аквакультура – отдельный вид деятельности, не связанный с рыбным хозяйством никаким образом? Если рассматривать рыбное хозяйство в узком смысле (рыболовство и связанная с ним деятельность), то – да, аквакультура находится за его рамками. Если рассматривать указанные вид деятельности в широком смысле, то можно привести текст Стратегии развития аквакультуры в Российской Федерации на период до 2020 г., в которой указывается, что рыбохозяйственный комплекс в России всегда играл важную роль в экономике страны: обеспечение рыбной продукцией, которая достигается, в том числе посредством аквакультуры. Другое дело, что в современной терминологической путанице и несоответствии понятий и определений, используемых в действующем законодательстве, «рыбохозяйственный комплекс» может вовсе не означать «рыбное хозяйство».
В контексте решения вопроса о соотношении авквакультуры и рыбного хозяйства можно обратиться к документу, содержание которого имеет важное значение, так его цель – наполняемость бюджета от налоговых поступлений. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налообложения» к сезонным видам деятельности, относятся рыбное хозяйство, которое включает: рыбохозяйственную деятельность на промысловых судах и в береговых перерабатывающих организациях; искусственное воспроизводство рыбных запасов; выращивание прудовой товарной рыбы и рыбопосадочного материала; добычу и переработку водорослей и морских млекопитающих. Исходя из приведенного текста, аквакультура – вид деятельности по ведению рыбного хозяйства. Также к выводу о том, что аквакультура понимается как вид рыбного хозяйства, можно прийти, изучив международные договоры о сотрудничестве России с зарубежными государствами в области рыбного хозяйства, где в направлениях сотрудничества отдельно упоминается развитие аквакультуры[3].
Аквакультура в настоящее время является актуальнейшей направлением развития рыбного хозяйства: уловы океанических водных биоресурсов сокращаются, рыбные запасы внутренних водоемов находятся в критическом состоянии и поддерживаются в основном за счет искусственного воспроизводства. Поэтому «надежное обеспечение населения страны широким ассортиментом рыбопродукции отечественной аквакультуры по ценам, доступным для населения с различным уровнем доходов», возможно благодаря развитию аквакультуры[4]. Причем политика функционирования этого сектора хозяйства страны должна строиться на принципах стимулирования развития рыбоводства. Во многих зарубежных странах правительства рассматривают аквакультуру как приоритетное направление их экономических планов; способствуют рациональному получению кредитов, дающих финансовый стимул и предотвращающих организационную скованность. С 2002 г. Китай является безоговорочным лидером экспорта рыбы: в 2010 г. его доля в мировом объеме экспортируемой рыбы и рыбопродуктов составила почта 12% (около 13,3 млрд долл. США), а в 2011 г. увеличилась до 17,1 млрд долл. США[5]. Для создания благоприятного инвестиционного климата в КНР была разработана целая система государственной поддержки и льгот на уровне правительств провинций, автономных районов и городов центрального подчинения, например, безвозмездное предоставление участков водоемов на 50 лет и водных ресурсов (воды) для целей развития аквакультуры[6].
До 2013 г. самым актуальным и дискуссионным был вопрос о необходимости принятия отдельного закона об аквакультуре[7]. Теперь, когда закон принят и вступил в силу с 1 января 2014 г., нужно начинать работать в новых правовых условиях, что, надеемся, приведет наше государство к достижению важных внутренних и внешних целей – достижению уровня экономического и социального развития рыбного хозяйства, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции.




