top of page
Volume 29 (2019)

УДК

DOI

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

annotation

Keywords

Annotation

Keywords

Article text

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

МЕХЕДЬКИН А.А.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА ЧАЯ В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ


Мехедькин Анатолий Акимович – советник, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
E-mail: amehedkin@spcu.ru

Аннотация
В статье рассматривается рынок чая в Российской Федерации, определяется структура потребления чая, выделяются крупные игроки на рынке, рассматривается динамика цен и структура потребления чая по федеральным округам.

Ключевые слова
Рынок чая, потребление чая, игроки на рынке.

Библиографический адрес
Мехедькин А.А. Характеристика рынка чая в России и перспективы его развития // Управление рисками в АПК. 2019. № 1. С. 46-53. URL: http://www.agrorisk.ru/20190104 [дата обращения: DD.MM.YYYY]. ISSN 2413-6573.

Мировой и российский рынок традиционного чая является одним из самых стабильных и консервативных в потребительских предпочтениях. За столетия рынок фактически поделен и достиг насыщения в рамках сложившейся структуры «производитель – потребитель».
В 2017 году исследовательская компания NeoAnalytics провела маркетинговое исследование российского рынка чая [1]. Для различного рода только российских агентств (более 10) чай является очень популярным продуктом, в силу его востребованности потребителем и высокомаржинальности рынка. Из международных компаний выделяются исследованиями по рынкам, в т.ч. чая - Euromonitor International (Strategic Market Research, Data & Analysis https://www.euromonitor.com/), Nielsen Holdings PLC (ранее Nielsen Holdings N.V. https://www.nielsen.com/ru/ru/about-us.html) — глобальная компания-измеритель, предоставляющая данные и аналитику, относящуюся к потребительскому рынку в мире и конкретным странам. Пример одного из последних исследований Группы компаний «Step by Step» из Санкт-Петербурга с актуализацией на первую половину 2018 года.
В ходе исследования, проведенного NeoAnalytics “Российский рынок чая: итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.», выяснилось, что в настоящее время потребителями чая в России являются более 93% жителей страны. Основным видом чая, который предпочитают российские покупатели, является черный байховый, в т.ч. пакетированный.
Российский рынок чая является зрелым и насыщенным. Вследствие ограниченного количественного роста рынка в настоящее время развитие происходит в качественном плане. Производители предлагают новые вкусы и купажи, пытаясь завоевать большую долю рынка.
Основными категориями роста являются пакетированный чай среднего и премиального сегментов и листовой чай премиального сегмента в условиях повышения уровня располагаемых доходов населения. В связи с модой на здоровый образ жизни наблюдается увеличение потребления зелёного и фруктово-травяных чаев, но относительно черного их доля не превышает (9– 15) % в зависимости от региональных предпочтений.
Рынок чая России является высококонкурентным и консолидированным. В 2016 году основными игроками рынка были и остаются в настоящее время пять компаний - ООО «Орими Трейд», ОАО «Компания «Май», ООО «Юнилевер Русь», ООО «Фабрика «Ahmad Tea» и Группа чайных компаний «Сапсан».

Рисунок 1 - Структура распределения произведенного чая по производителям в России
Самый крупный игрок на отечественном рынке — «Орими Трейд», компания из Санкт-Петербурга. Практически каждая третья чашка чая, выпиваемая потребителями ее производства. Следом идет «Майский чай» (около 17 %), и «Юнилевер Русь» (до 13 - 17 %). Стабильно пользуется спросом у 10–12 % потребителей продукция «Ahmad Tea Ltd.», и замыкает тройку лидеров объединенная группа компаний «САПСАН» (Akbar, Gordon). Эти пять компаний в совокупности держат производство чая в России, занимая более 80 % рынка.
В 2011 году уровень внутреннего потребления чая — 181,9 тысяч тонн, спустя пять лет — 158,4. В 2017-м — 161,6 тысяч тонн. Заметен восходящий тренд, так что в ближайшие годы можно подняться на верхнюю границу.
Крупные компании «Ахмад Ти», «Май», «Орими Трейд», «Сапсан» и «Юнилевер» в настоящее время занимают 81 % рынка. Только две компании («Орими Трейд» и «Май») нарастили свои доли на 2 %, остальные снизили.
Конкуренция возрастает, особенно трудно приходится небольшим игрокам.
Объем рынка в денежном выражении по итогам 2017 года показал прирост в 3 процента.
Для рынка чая характерна слабовыраженная сезонность, которая проявляется в снижении продаж чая и, соответственно, цен в летние месяцы в связи с переходом потребителей на соки, прохладительные напитки и восстановлением спроса с наступлением осени. Наиболее высокое потребление чая наблюдается в зимнее время.

Происходит рост рынка в денежном выражении, что связано прежде всего с ростом цен на чай, всплеск которого приходился на 2015 год (рисунок 29). На фоне падающих объемов производства, минимального экспорта и практически стабильного объема импорта можно говорить о падении рынка в натуральном выражении, несмотря на рост оборота розничной торговли в денежном выражении.

Рисунок 2 - Динамика розничных продаж чая в 2010 – 2016 годах
В связи с тем, что чай пьет практически все население России, структура розничных продаж этой продукции в денежном выражении в последние годы остается практически неизменной. Лидерами по потреблению чая являются Центральный и Приволжский ФО (рисунок 3). Доля Крымского ФО (до его присоединения к Южному ФО) в 2015 году составила 0,5% продаж. В целом же можно говорить, что есть прямая корреляция между потреблением чая и численностью населения федеральных округов.

Рисунок 3 - Структура розничных продаж чая в 2010 – 2016 годах в стоимостном выражении, %

Согласно данным Росстата, в предыдущие годы наблюдался значительный рост цен на чай. Резкий скачок произошел в 2015 году, когда пакетированный чай подорожал на 30,7%, а листовой – на 40% (рисунок 4). В 2016 году рост цен замедлился, а за первое полугодие по обоим видам чая он составлял менее 5%. Наиболее высокие цены в июне 2017 года выявлены в Москве, а самые низкие – в Приволжском ФО [4].

Рисунок 4 - Динамика розничных цен на чай в 2010-2017 годах

Ключевым направлением развития российской чайной индустрии в ближайшие годы станет экспорт продукции на близлежащие рынки стран СНГ, Восточной и Западной Европы, а также Ближнего Востока.
Если удастся договориться с Турцией, Ираном и Узбекистаном о снятии ограничений, то к 2020 году можно увеличить объем экспорта до 1 миллиарда долларов.
Особые усилия направлены на популяризацию чайной отрасли среди молодежи. В разных странах мира хорошо зарекомендовали себя профессиональные конкурсы, которые способствуют притоку молодых специалистов. На выставке Coffee & Tea RusExpo проводится очередной национальный чемпионат Tea Masters Cup. Ребята, работающие в ресторанах, клубах, чайных компаниях в разных регионах, соревнуются, кто лучше заваривает чай, кто лучше сочетает напиток с другими продуктами, кто лучше дегустирует и так далее [3].
По состоянию на 2013 год, около 60% чая, поступавшего в торговлю, было произведено на фабриках нашей страны, а к концу 2019 года прогнозируется увеличение этой доли до 80% («Busines Stat»). Таким образом, конкуренция на российском рынке ведется преимущественно между отечественными компаниями, и каждый год появляются новые торговые марки.

Список литературы
1. “Российский рынок чая: итоги 2016 г., прогноз до 2019г.», Информационно-аналитическая компания «NeoAnalytics» www.neoanalytics.ru, дата обращения14.12.2018.
2. Побережных Л., «Анализ рынка чая в России: производство, спрос, цены», информационный ресурс http://moneymakerfactory.ru/biznes-plan/analiz-ryinka-chaya-rossii/, дата обращения16.12.2018.
3. Рамаз Чантурия, «Рынок чая в России: динамика и тренды развития», Генеральный директор ассоциации «Росчайкофе», информационный ресурс: www.horeca-magazine.ru/article/5947/, дата обращения 16.12.2018.
4. «В любой непонятной ситуации пей чай. Обзор российского рынка чая», Статья для журнала RUSSIAN FOODMARKET, №5, 2017, 08.09.2017.



MEHEDKIN A.A.

CHARACTERISTICS OF THE TEA MARKET IN RUSSIA AND PROSPECTS OF ITS DEVELOPMENT

Anatoly A. Mechedkin – advisor, Agroanalytics Center, Moscow, Russia
E-mail: amehedkin@spcu.ru

Annotation
The article examines the tea market in the Russian Federation, determines the structure of tea consumption, distinguishes major market players, considers the price dynamics and structure of tea consumption by federal districts.

Keywords
Tea market, tea consumption, market players.
References:
1. «Rossiyskiy rynok chaya: itogi 2016 g., prognoz do 2019g.», Informatsionno-analiticheskaya kompaniya «NeoAnalytics» www.neoanalytics.ru, data obrashcheniya14.12.2018.
2. Poberezhnykh L., «Analiz rynka chaya v Rossii: proizvodstvo, spros, tseny», informatsionnyy resurs http://moneymakerfactory.ru/biznes-plan/analiz-ryinka-chaya-rossii/, data obrashcheniya16.12.2018.
3. Ramaz Chanturiya, «Rynok chaya v Rossii: dinamika i tendentsii razvitiya», General'nyy direktor assotsiatsii «Roschaykofe», informatsionnyy resurs: www.horeca-magazine.ru/article/5947/, data obrashcheniya 16.12.2018.
4. «V lyuboy neponyatnoy situatsii pey chay. Obzor rossiyskogo rynka chaya », Stat'ya dlya zhurnala RUSSIAN FOODMARKET, №5, 2017, 08.09.2017.

Sources:

References:

All illustrations of the article:

bottom of page