top of page
Volume 29 (2019)

УДК

DOI

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

annotation

Keywords

Annotation

Keywords

Article text

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

МОТОРИН О.А., МИТЯКОВА Е.Е.

СОСТОЯНИЕ АГРОТУРИСТИЧЕСКОГО СЕКТОРА В РФ


Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, доцент, Экономический факультет имени А.В. Чаянова, РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096-8796
Митякова Елена Евгеньевна – главный специалист, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия.
E-mail: emityakova@spcu.ru
SPIN-код: 3938-1091

Аннотация
В статье рассмотрены основные показатели туристского сектора в Российской Федерации, в том числе агротуризма; проведен обзор нормативно-правовой базы и документов стратегического планирования, определяющих направления развития сельского туризма (агротуризма); исследовано отраслевое и региональное распределение агротуристических объектов

Ключевые слова
Внутренний туризм, агротуризм, сельский туризм

Библиографический адрес
Моторин О.А., Митякова Е.Е. Состояние агротуристического сектора в РФ // Управление рисками в АПК. 2019. № 1. С. 25-45. URL: http://www.agrorisk.ru/20190103 [дата обращения: DD.MM.YYYY]. ISSN 2413-6573.

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет туристскую индустрию как совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников. В соответствии с определением Федеральной службы государственной статистики, туристская индустрия включает все экономические единицы, основным видом деятельности которых является определенный характерный для туризма вид деятельности, связанный с прямым обслуживанием посетителей.
Таким образом, туристская индустрия представляет собой многоотраслевой комплекс, специализирующийся на производстве услуг для путешествий и отдыха и объединяющий широкий набор видов экономической деятельности. Кроме того, туристская отрасль способна оказывать стимулирующее воздействие на развитие смежных отраслей экономики (торговля, производство продуктов питания, развлекательные услуги). Создание одного рабочего места в сфере туризма влечет создание до 5 рабочих мест в смежных отраслях.
В последние годы туристская индустрия в Российской Федерации демонстрирует устойчивые темпы роста: в 2018 г. туризм формировал 4,1% валового внутреннего продукта, в то время как в 2014 г. аналогичный показатель составлял 3,3%. При этом стоит отметить, что вклад в ВВП услуг гостиничного сектора и деятельности туристических агентств в 2014-2018 гг. оставался на стабильном уровне, что может косвенным образом указывать на развитие малых форм услуг гостеприимства. Так, услуги индивидуальных объектов размещения или малых предприятий, для которых туристская деятельность не является основной, не всегда поддаются прямому статистического учету. Однако увеличение числа туристов стимулирует рост экономической активности в таких отраслях как розничная торговля, транспорт, деятельность по предоставлению развлекательных услуг.
Устойчиво увеличивается количество объектов размещения, что также является важным индикатором развития индустрии туризма. В 2017 г. в Российской Федерации насчитывалось 25,3 тыс. коллективных средств размещения различных видов (гостиницы, мини-отели, гостевые дома, санаторно-курортные организации). В период с 2010 г. их количество увеличилось более чем в 2 раза (рисунок 1).



Рисунок 1 — Динамика количества коллективных средств размещения в Российской Федерации в 2010-2017 гг., тыс. единиц
* Данные с учетом уточнения респондентами ранее предоставленной информации.

Распределение коллективных средств размещения по федеральным округам Российской Федерации представлено на рисунке 2. Наибольшее число объектов, предоставляющих услуги гостеприимства, сосредоточено в регионах Южного федерального округа – около 7,5 тыс. Основной фонд средств размещения приходится на Краснодарский край (62,0%) и Республику Крым (16,8%). Наименее развитой инфраструктурой по размещению туристов обладает Северо-Кавказский федеральный округ. По итогам 2017 г. число коллективных средств размещения в федеральном округе не превышало 800 единиц, более половины из которых было локализовано в Ставропольском крае.

Рисунок 2 — Число коллективных средств размещения в федеральных округах Российской Федерации, тыс. единиц

Наибольшее число объектов, предоставляющих услуги гостеприимства, сосредоточено в регионах Южного федерального округа – около 7,5 тыс. Основной фонд средств размещения приходится на Краснодарский край (62,0%) и Республику Крым (16,8%). Наименее развитой инфраструктурой по размещению туристов обладает Северо-Кавказский федеральный округ. По итогам 2017 г. число коллективных средств размещения в федеральном округе не превышало 800 единиц, более половины из которых было локализовано в Ставропольском крае.
Рост количества средств размещения также сопровождается увеличением числа объектов общественного питания. За период 2011-2017 гг. число таких организаций увеличилось на 23,6%. Всего в 2017 г. в Российской Федерации насчитывалось 115,9 тыс. кафе, ресторанов, баров, столовых и т.д., из которых около 15% были размещены на территории сельских поселений. Динамика количества объектов общественного питания в Российской Федерации в 2011-2017 гг. представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 — Динамика количества объектов общественного питания в Российской Федерации в 2011-2017 гг., тыс. единиц

Стоит отметить, что в период с 2014 г. рост достигался за счет увеличения предприятий общественного питания в городской местности, в то время как для сельских территорий наблюдалось снижение показателя. Такая тенденция сохранилась и в 2017 г. – на территориях крупных агломераций число объектов общественной питания увеличилось на 2,6% (+2,5 тыс. объектов), в сельских поселениях – сократилось на 2,2% (-0,4 тыс. объектов).
Как можно видеть в таблице 1, по числу объектов общественного питания лидирует Центральный федеральный округ. В регионах федерального округа находится около 29,5 тыс. объектов данного типа. Региональное распределение при этом достаточно неоднородно – большинство предприятий сферы питания располагается в Москве и Московской области. На долю указанных регионов приходится более 51% от показателя Центрального федерального округа.



Таблица 1 — Количество объектов общественного питания в Российской Федерации, тыс. единиц
Федеральный округ Всего по территории, тыс.* Изменение 2017/2016, % Размещенные в сельской местности, тыс.* Изменение 2017/2016, % Удельный вес сельских территорий в общем объеме, %
Центральный ФО 29,5 +3,2%▲ 2,8 -8,3%▼ 9,6%
Приволжский ФО 22,3 +1,0%▲ 4,0 +0,1%▲ 17,8%
Южный ФО 17,7 +1,2%▲ 3,3 +1,3%▲ 18,8%
Сибирский ФО 14,1 +2,2%▲ 2,3 -1,1%▼ 16,2%
Уральский ФО 9,5 +0,4%▲ 0,8 -0,4%▼ 8,3%
Северо-Западный ФО 8,1 +2,1%▲ 1,0 -1,0%▼ 12,7%
Дальневосточный ФО 7,5 +1,1%▲ 1,1 -2,1%▼ 14,4%
Северо-Кавказский ФО 7,2 +2,7%▲ 1,8 -6,0%▼ 25,4%
Российская Федерация 115,9 +1,8%▲ 17,1 -2,2%▼ 14,8%
* Данные за 2017 год

Кроме того, значительное количество объектов общественного питания располагается в регионах Приволжского (22,3 тыс.) и Южного (17,7 тыс.) федеральных округов. Стоит отметить, что эти территории обладают наиболее развитой ресторанной инфраструктурой в сельской местности. В Приволжском федеральном округе число объектов общественного питания в сельской местности составляет около 4,0 тыс., в Южном федеральном округе – 3,3 тыс. Прирост по итогам 2017 г. составил 0,1% и 1,3%, соответственно, в то время как в прочих федеральных округах в 2017 г. наблюдалось снижение показателя.
Наименее развитой инфраструктурой общественного питания обладают Северо-Кавказский и Дальневосточный федеральный округа – 7,2 тыс. и 7,5 тыс. объектов общественного питания, соответственно.
Развитие туристской инфраструктуры поддерживается увеличением спроса на внутренние туры. Как можно видеть на рисунке 4, число российских туристов, отправленных в туры, в последние годы росло – в период с 2014 г. по 2017 г. показатель увеличился более, чем 1,5 раза. Спрос на заграничные туры при этом демонстрировал разнонаправленную динамику, что объясняется изменениями внешнеэкономической конъюнктурой, в частности колебаниями курса рубля по отношению к основным резервным валютам.

Рисунок 4 — Динамика числа туристов, отправленных во внутренние туры в 2004-2017 гг., тыс. чел.
Источник: Федеральная служба государственной статистики

Позитивные тенденции наблюдаются в структуре спроса на туристском рынке. Так, по итогам 2017 г. доля российских туристов, отправленных во внутренние туры, составила 36,9%, в то время как в период 2009-2014 гг. данный показатель не превышал 25% (рисунок 5).


Рисунок 5 — Структура спроса на туристском рынке в Российской Федерации в 2004-2017 гг.

Не смотря на восходящий тренд внутреннего рынка туристских услуг, в 2017 г. рост числа туристов, отправленных во внутренние туры, был незначительным. Всего в туры по Российской Федерации было отправлено 3 285,4 тыс. чел., что выше показателя 2016 г. на 1,3 тыс. чел (+0,04%).
Наибольшее число путевок в туры по Российской Федерации, как видно в таблице 2, приобрели туристы Центрального (767,0 тыс. чел. отправлено во внутренние туры в 2017 г.) и Северо-Западного (767,0 тыс. чел. отправлено во внутренние туры в 2017 г.) федеральных округов. Южный федеральный округ занимает 3 место по числу российских туристов, отправленных во внутренние туры (581,8 тыс. чел.). При этом внутренний туризм наиболее популярен именно в южных регионах Российской Федерации, доля туристов, отправленных во внутренние туры, в общем числе туристов здесь превышает 70%.
Наименее ориентированы на внутренний туризм жители Дальневосточного федерального округа. В 2017 г. число отправленных во внутренние туры российских туристов на Дальнем Востоке составило 71,1 тыс. чел. Доля внутренних поездок в общем объеме туристических путевок при этом составила 16,2%.
Таблица 2 — Распределение отправленных во внутренние туры российских туристов по федеральным округам Российской Федерации
Федеральный округ Число туристов, отправленных в туры по стране в 2017 году,
тыс. чел Прирост, % Доля туристов, отправленных во внутренние туры, в общем числе туристов, %
2017/2016 2017/2010
Центральный ФО 767,0 +19,0%▲ +83,8%▲ 23,0%
Северо-Западный ФО 720,4 +8,5%▲ +217,5%▲ 55,2%
Южный ФО 581,8 -18,0%▼ +145,4%▲ 70,8%
Приволжский ФО 561,0 -5,9%▼ +41,1%▲ 46,5%
Сибирский ФО 292,1 -11,1%▼ +7,3%▲ 31,1%
Уральский ФО 208,2 -9,8%▼ +76,1%▲ 28,6%
Северо-Кавказский ФО 84,0 +42,5%▲ +211,4%▲ 62,2%
Дальневосточный ФО 71,1 +38,3%▲ +57,7%▲ 16,2%
Всего 3 285,4 менее +0,1% +88,7%▲ 36,9%

В сфере внутреннего туризма в Российской Федерации наблюдается ряд позитивных тенденций: растет число объектов гостиничной индустрии и общественного питания, увеличивается спрос на внутренние туры со стороны населения. Основными направлениями остаются Москва, Санкт-Петербург, Казань, города Золотого Кольца, курорты Краснодарского края, а основными видами – деловой, культурно-познавательный и рекреационный туризм. Вклад туристской индустрии в совокупный выпуск экономики может быть значительно расширен за счет диверсификации туристических направлений, а также развития нишевых видов туризма.
Одним из перспективных направлений развития туристской индустрии может стать агротуризм. Данный сегмент туристских услуг получил широкое распространение в странах Западной Европы, где первоначально зародился как инструмент диверсификации доходов производителей сельскохозяйственной продукции. На сегодняшний день по данным Европейской федерации сельского туризма на долю агротуризма приходится около 20-30% дохода туриндустрии, а общее количество объектов размещения в 28 странах Европы превышает 100 000.
Агротуризм играет значимую роль в повышении финансовой устойчивости фермерской деятельности, обеспечивая расширение источников получения доходов и продвижения фермерской продукции. Кроме того, развитие туристского направления на селе способствует созданию рабочих мест, повышению инвестиционной привлекательности сельских территорий, строительству инфраструктурных объектов, что ведет к повышению уровня жизни и сдерживает отток населения из сельской местности.
Таким образом, данное направление способно стать значимым элементом в развитии агробизнеса и повышении социальной устойчивости сельских территорий в Российской Федерации.
В Российской Федерации такое направление туристской индустрии, как агротуризм находится в стадии становления и единого подхода к определению понятий «аграрный туризм (агротуризм)» и «сельский туризм» еще не выработано.
Тем не менее в данном направлении проводится ряд работ. Так, в 2016 г. был введен государственный стандарт ГОСТ Р 56641-2015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома. Общие требования», определяющий сельский туризм, как деятельность по организации отдыха в сельской местности или в малых городах (при отсутствии промышленных зон и застройки) с предоставлением услуг гостеприимства в частном секторе с возможностью трудового участия, ориентированную на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности.
Определение сельского и аграрного туризма появилось в утвержденной в марте 2019 г. Стратегии развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 г. В соответствии с данным документом, сельский туризм представляет собой вид отдыха в сельской местности с предоставлением услуг по временному размещению в гостевом доме, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности. Под аграрным туризмом, в стратегии понимается вид отдыха в сельской местности на базе сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, предусматривающий непосредственное участие или ознакомление с сельскохозяйственной деятельностью.
В апреле 2019 г. в Государственную Думу был внесен законопроект о закреплении понятия «сельский туризм (агротуризм)» в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В тексте законопроекта содержится следующее определение: «сельский туризм (агротуризм) – разновидность туризма, предполагающая временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к отечественному сельскохозяйственному товаропроизводителю».
В широком смысле под сельским туризмом, как правило, понимается деятельность по организации отдыха в сельской местности с предоставлением услуг гостеприимства в частном секторе, ориентированная на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов, традиционных для данной местности. Таким образом, сельский туризм включает в себе такие направления, как:
1) Культурно-этнографический туризм – размещение в сельских гостевых домах, основным направлением досуга при котором является знакомство с традиционной народной культурой, народными промыслами, фольклором.
2) Экологический туризм – размещение в сельских гостевых домах, основным направлением досуга при котором является посещение заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий.
3) Событийный туризм – временные выезды с целью посещения традиционных фестивалей, праздников иных массовых мероприятий.
4) Агротуризм – размещение в сельских гостевых домах, основным направлением досуга при котором является непосредственное участие или ознакомление с сельскохозяйственной деятельностью. Данное направление в свою очередь включает волонтерский агротуризм (подразумевает участие в работах на ферме), гастрономический агротуризм (подразумевает специализацию хозяйств, предоставляющих услуги гостеприимства, на производстве продуктов питания), сельский отдых или туризм пребывания (размещение в сельских гостевых домах направленное на ознакомление с сельскохозяйственной деятельностью, при этом хозяйства, предоставляющие услуги гостеприимства, могут не иметь четко выраженной отраслевой специализации).
Агротуризм, представляется наиболее перспективным видом развития сельского туризма, поскольку данный вид деятельности ориентирован как на обеспечение устойчивого развития сельских территорий, так и на увеличение доходности сельскохозяйственной деятельности.
Значение агротуризма для укрепления экономики сельскохозяйственных регионов и социального развития села, отражено в ряде федеральных программ отраслевого и территориального развития.
Основными документами стратегического планирования, определяющими направления развития туристской индустрии в сельской местности, являются:
 Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 г №941-р);
 Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 гг.)» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 872-р);
 Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 г. № 369-р);
 Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 г. № 872-р);
 Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 г. № 696).
Развитие туристской инфраструктуры за счет стимулирования предпринимательской инициативы фермерских хозяйств и населения сельских населенных пунктов, как отмечается в указанных документах, будет способствовать:
 повышению прибыльность сельскохозяйственной деятельности за счет диверсификации источников доходов и формирования новых каналов сбыта сельскохозяйственной продукции;
 созданию рабочих мест для сельского населения, в том числе для молодежи;
 развитию социальной инфраструктуры;
 комплексному использованию природного и культурного потенциала сельских территорий.
Как показывает европейский опыт, создание инфраструктуры сферы гостеприимства на базе сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств стимулирует приток туристов, предъявляющих спрос на дополнительные услуги (экскурсионное обеспечение, организация активного отдыха, транспортные услуги, услуги торговли и бытового обслуживания), что в свою очередь создает основу для комплексного развития широкого спектра отраслей экономики. Рост предпринимательской активности ведет к созданию качественно новых рабочих мест, увеличению занятости и доходов населения. Развитие аграрного туризма, таким образом, напрямую содействует повышению привлекательности проживания в сельской местности, а также росту инвестиционной привлекательности региона в целом.
Выход за пределы традиционных сельскохозяйственных видов деятельности и расширение источников формирования доходов сельского населения являются одними из важнейших задач, решение которых будет способствовать устойчивому развитию сельских территорий.
Анализ текущего состояния и перспектив развития туристской индустрии в сельской местности требует комплексного изучения отраслевого и регионального распределения объектов агротуризма. Для решения данной задачи по материалам Национального туристического портала и сборников Минкультуры России был сформирован реестр объектов, размещенных в сельской местности предоставляющих услуги гостеприимства. Для анализа отбирались только те средства размещения, которые находятся в сельской местности и предоставляют туристам следующие виды услуг:
 возможность непосредственного участия в сельскохозяйственных работах;
 возможность ознакомления с деятельностью хозяйства;
 питание продукцией собственного производства и/или возможность ее приобретения;
 иные услуги, связанные с основной деятельностью (верховая езда, рыбалка и т.д.).
Объекты размещения, ориентированные на предоставление услуг по ознакомлению с культурными или природными особенностями регионов, в выборку не включались. Всего было отобрано 194 агротуристических объекта, соответствующих указанным критериям. Учитывая, что на данный момент регулярного статистического наблюдения в данной сфере не ведется, сформированный перечень не является полным, однако включает наиболее успешные примеры реализации проектов в области агротуризма. Таким образом, полученные результаты могут быть использованы для анализа региональных практик сельского туризма.
В таблице 3 представлены данные по 15 субъектам Российской Федерации, на территории которых по результатам проведенного анализа располагается наибольшее число агротуристических объектов. Лидером является Краснодарский край – в регионе действует 28 подобных объектов. В основном это виноградники и винодельни, садоводческие хозяйства, пасеки, многоотраслевые фермы. Кроме того, природно-климатические особенности региона позволяют развивать такое направление агротуризма, как размещение в близи чайных плантаций с посещением производства, дегустацией и приобретением продукции.
Достаточно широкое распространение агротуризм получил в Астраханской (13 агротуристических объектов) и Белгородской (12 агротуристических объектов) областях. Основная отраслевая специализация в сельском туризме Астраханской области – рыбоводство и рыболовство. В Белгородской области большей популярностью пользуются животноводческие хозяйства (преимущественно коневодческие) и пасеки.
Кроме того, значительное число хозяйств, занимающихся развитием агротуризма, расположено в Московской и Ленинградской областях – 8 и 12 объектов, соответственно. Объекты агротуризма в данных регионах представлены в основном небольшими хозяйствами, которые разводят домашнюю птицу, держат коров, овец, коз, занимаются сыроварением. Развитие сельского туризма здесь в большей степени связано с близостью к крупным потребительским рынкам (Москва и Санкт-Петербург), чем с сельскохозяйственным потенциалом регионов.
Таблица 3 — Количество объектов агротуризма в субъектах Российской Федерации
№ Регион Агротуристические объекты Отрасли сельского хозяйства, представленные в сфере агротуризма
Кол-во, ед. Доля, % Кол-во, ед. Доля,%
1 Краснодарский край 28 14,4% 9 52,9%
2 Астраханская область 13 6,7% 5 29,4%
3 Белгородская область 12 6,2% 4 23,5%
4 Ленинградская область 12 6,2% 4 23,5%
5 Владимирская область 9 4,6% 4 23,5%
6 Алтайский край 8 4,1% 5 29,4%
7 Московская область 8 4,1% 6 35,3%
8 Воронежская область 7 3,6% 6 35,3%
9 Удмуртская Республика 7 3,6% 6 35,3%
10 Пермский край 6 3,1% 5 29,4%
11 Ивановская область 5 2,6% 2 11,8%
12 Калужская область 5 2,6% 2 11,8%
13 Нижегородская область 5 2,6% 3 17,6%
14 Саратовская область 5 2,6% 5 29,4%
15 Тульская область 5 2,6% 3 17,6%
Всего 194 100,0% 17 100,0%

Около 79% обследованных объектов расположено в регионах Центрального, Южного и Приволжского федеральных округов (рисунок 6). Факторами развития агротуризма на данных территориях являются: высокие объемы производства сельскохозяйственной продукции, развитая транспортная инфраструктура, высокий уровень потребительского спроса.

Рисунок 6 — Распределение объектов агротуризма по федеральным округам Российской Федерации
На основании информации, размещенной на странице Национального туристического портала и на официальных сайтах региональных органов управления в сфере культуры и туризма для каждого из объектов, вошедших в выборку, была определена отраслевая специализация сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставляющих туристские услуги. Отраслевое распределение объектов агротуризма в Российской Федерации представлено на рисунке 7.

Рисунок 7 — Отраслевое распределение объектов агротуризма в Российской Федерации
* Размещение в гостевых домах, организованное КФХ(и)ИП или ЛПХ без явно выраженной отраслевой принадлежности.

Наиболее популярным направлением предоставления туристских услуг является сельский отдых. Удельный вес крестьянских, фермерских и личных подсобных хозяйств, предоставляющих услуги данного типа, составляет 29,9%. Туристы могут размещаться как в сельских гостевых домах, индивидуальных предпринимателей или граждан, ведущих подсобное хозяйство, так и в коттеджных комплексах при крестьянских (фермерских) хозяйствах.
Второе место занимают хозяйства, специализирующиеся на разведении скота и птицы, их доля в общем числе обследованных объектов агротуризма составляет 13,4%. В данном сегменте наибольшим спросом пользуется предоставление услуг гостеприимства сельскохозяйственными производителями, занимающимися разведением КРС, овец и коз или нескольких видов сельскохозяйственных животных. Птицеводческие хозяйства значительно менее востребованы как направление сельского туризма (1,5% от общего числа обследованных объектов).
Также предоставление туристских услуг как вспомогательная деятельность распространено в таких сельскохозяйственных отраслях, как выращивание винограда и виноделье, коневодство, оленеводство, производство молочных продуктов и меда. Кроме того, популярным агротуристическим направлением являются страусиные фермы. Хотя в выборку вошло 11 таких объектов (5,7%), стоит отметить, что данное направление рассчитано в первую очередь на привлечение туристов, чем на производство продукции.
Таким образом, агротуристическое направление развивается во многих регионах Российской Федерации на базе широкого круга отраслей сельского хозяйства. Тем не менее, потенциал туристской индустрии реализован не в полном объеме. Природное разнообразие и рекреационные ресурсы Северо-Кавказского, Сибирского и Дальневосточного федерального округов создают благоприятные условия для формирования спроса на туристические поездки в данном направлении, в том числе с размещением в сельской местности. Однако рост количества объектов агратуризма в данных регионах сдерживается низкой транспортной доступностью и отсутствием развитой системы придорожного сервиса, недостаточным развитием материальной базы и набора предлагаемых услуг в сельском туризме, ограниченным кадровым потенциалом сельских территорий. Преодоление указанных ограничений не представляется возможным без реализации комплексного набора мер государственной поддержки.

Список литературы
1. Федеральный закон от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ (ред. от 04.06.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
2. Концепция ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 гг.)» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 г.)
3. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.05.2014 г №941-р);
4. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 гг.)» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2018 г. № 872-р);
5. Стратегия развития туризма на территории Северо-Кавказского федерального округа до 2035 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.03.2019 г. № 369-р);
6. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2015 г. № 872-р);
7. Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 г. № 696).
8. Методика расчета показателей «Валовая добавленная стоимость туристской индустрии» и «Доля валовой добавленной стоимости туристической индустрии в валовом внутреннем продукте» (утв. приказом № 267 от 14.05.2019)
9. Законопроект № 690944-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития сельского туризма (агротуризма)» от 17.04.2019 г.
10. Сборник Минкультуры России «Сельский туризм в России» (2014)
11. Сборник Минкультуры России «Лучшие региональные практики развития сельского туризма» (2016)
12. Сборник Минкультуры России «Культура и туризм на селе: лучшие региональные практики» (2017)
13. Официальный сайт Европейской федерации сельского туризма EuroGites (European Federation of Rural Tourism) https://www.eurogites.org/about/
14. Национальный туристический портал https://russia.travel/




MOTORIN O.A., MITYAKOVA E.E.

THE CONDITION OF AGRO-TOURIST SECTOR IN THE RUSSIAN FEDERATION

Oleg A. Motorin – Editor in Chief, Candidate in Political Sciences, Associate Professor, Faculty of Economics named after A.V. Chayanov, RSAU – MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: ol.motorin@gmail.com

Elena E. Mityakova – Specialist, Analytical Center, Moscow, Russia.
E-mail: emityakova@spcu.ru
Annotation
The article discusses the main indicators of the tourism sector in the Russian Federation, including agritourism; a review of the regulatory framework and strategic planning documents that determine the development of rural tourism (agritourism); sectoral and regional distribution of agro-tourism facilities

Keywords
Domestic tourism, agritourism, rural tourism

References:
1. Federal'nyy zakon ot 24.11.1996 g. № 132-FZ (red. ot 04.06.2018) «Ob osnovakh turistskoy deyatel'nosti v Rossiyskoy Federatsii»
2. Kontseptsiya FTSP «Razvitiye vnutrennego i v"yezdnogo turizma v Rossiyskoy Federatsii (2019-2025 gg.)» (utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 05.05.2018 g.)
3. Strategiya razvitiya turizma v Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 g. (utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31.05.2014 g №941-r);
4. Kontseptsiya federal'noy tselevoy programmy «Razvitiye vnutrennego i v"yezdnogo turizma v Rossiyskoy Federatsii (2019-2025 gg.)» (utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 05.05.2018 g. № 872-r);
5. Strategiya razvitiya turizma na territorii Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga do 2035 g. (utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 07.03.2019 g. № 369-r);
6. Strategiya ustoychivogo razvitiya sel'skikh territoriy Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 g. (utv. rasporyazheniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 02.02.2015 g. № 872-r);
7. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii «Kompleksnoye razvitiye sel'skikh territoriy» (utv. postanovleniyem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 31.05.2019 g. № 696).
8. Metodika rascheta pokazateley «Valovaya dobavlennaya stoimost' turistskoy industrii» i «Dolya valovoy dobavlennoy stoimosti turisticheskoy industrii v valovom vnutrennem produkte» (utv. prikazom № 267 ot 14.05.2019)
9. Zakonoproyekt № 690944-7 «O vnesenii izmeneniy v otdel'nyye zakonodatel'nyye akty Rossiyskoy Federatsii po voprosam razvitiya sel'skogo turizma (agroturizma)» ot 17.04.2019 g.
10. Sbornik Minkul'tury Rossii «Sel'skiy turizm v Rossii» (2014)
11. Sbornik Minkul'tury Rossii «Luchshiye regional'nyye praktiki razvitiya sel'skogo turizma» (2016)
12. Sbornik Minkul'tury Rossii «Kul'tura i turizm na sele: luchshiye regional'nyye praktiki» (2017)
13. Ofitsial'nyy sayt Yevropeyskoy federatsii sel'skogo turizma EuroGites (European Federation of Rural Tourism) https://www.eurogites.org/about/
14. Natsional'nyy turisticheskiy portal https://russia.travel/

Sources:

References:

All illustrations of the article:

bottom of page