Volume 29 (2019)
УДК
in process
DOI
10.53988/24136573-2019-01-12
To cite the content of the article, please use the following description
To cite the content of the article, please use the following description
Менкнасунов, М. П. Факторы, влияющие на мировой рынок говядины / М. П. Менкнасунов, Я. Ю. Степанова, М. А. Гехт // Управление рисками в АПК. – 2019. – № 1. – С. 135-141. – DOI 10.53988/24136573-2019-01-12.
MENKNASUNOV M.P., STEPANOVA Y.YU., GEKHT M.A. FACTORS INFLUENCING THE GLOBAL BEEF MARKET
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
МЕНКНАСУНОВ М.П., СТЕПАНОВА Я.Ю., ГЕХТ М.А.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА МИРОВОЙ РЫНОК ГОВЯДИНЫ
Менкнасунов Максим Пюрвеевич – начальник отдела, ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России», Москва, Россия
E-mail: m.menknasunov@mcx.ru
SPIN-код: 8767-5418
Степанова Яна Юрьевна – заместитель начальника отдела, ФГБУ «Центр Агроаналитики», Москва, Россия
E-mail: yastepanova@spcu.ru
SPIN-код: 4283-1601
Гехт Марк Андреевич – ведущий специалист, ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России», Москва, Россия
E-mail: m.gekht@mcxac.ru
SPIN-код: 4841-5774
annotation
В представленном ниже материале представлены факторы, влияющие на мировой рынок говядины, отмечаются причины изменение потребления в странах.
Keywords
Мировой рынок, говядина, факторы влияния, потребление говядины, экономические и неэкономические факторы.
MENKNASUNOV M.P., STEPANOVA Y.YU., GEKHT M.A.
FACTORS INFLUENCING THE GLOBAL BEEF MARKET
Maksim P. Menknasunov – Head of Branch, Analytical Center of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: m.menknasunov@mcx.ru
Yana Yu. Stepanova – Deputy Head of Departmen, Agroanalytics Center, Moscow, Russia
E-mail: yastepanova@spcu.ru
Mark A. Gekht – Specialist, Analytical Center of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: m.gekht@mcxac.ru
Annotation
The material presented below presents the factors affecting the global beef market, the reasons for the change in consumption in countries are noted.
Keywords
World market, beef, factors of influence, beef consumption, economic and non-economic factors.
Article text
Процесс глобализации и либерализации мировой торговли затрагивает абсолютно все направления международного обмена товарами и услугами и неминуемо приводит к централизации производства в наиболее благоприятных и экономически выгодных для производства районах. Подобные изменения структуры международной торговли не могли не повлиять на мировой рынок говядины. В связи с этим, вопрос рассмотрения факторов, влияющих на рынок является достаточно важным.
Основной движущей силой рынка является потребление и далее мы рассмотрим, какие факторы влияют на потребление мяса КРС в различных странах.
Доходы населения. Доход является основным критерием, формирующим спрос на мясо. Потребление говядины растет более быстрыми темпами в развивающихся странах, где покупательская способность населения растет более высокими темпами в то время, как в развитых странах уровень потребления остается относительно стабильным. Уровень дохода влияет также на видовой состав потребляемого мяса. Исследования показывают, что люди, которые ранее не имели возможности потреблять мясо, начинают с домашней птицы. Это связано со сравнительно низкой ценой и доступностью. Менее доступными видами мяса являются свинина и говядина, соответственно. Уровень потребления мяса также зависит от наличия альтернативных источников белка. В зависимости от географических условий существует ряд заменителей животного белка – рыба, молочные продукты, яйца, растительный белок, которые более доступны, и это влияет на снижение спроса на мясо.
Экономический рост. Рост спроса на продукцию животноводства во многих развивающихся странах объясняется экономическим ростом и урбанизацией. В последние десятилетия глобальная экономика находилась в постоянном росте, доходы на душу населения быстро увеличивались. Исследования показывают, что резкое увеличение доходов влечет за собой активный рост потребления продукции животноводства, а при высоком уровне ВВП на душу населения, этот рост выражен не так явно, а иногда наблюдается и спад.
Сезонность потребления. Для мясной промышленности сезонность является одним из ключевых факторов, влияющих на потребление мяса и мясопродуктов. Каждый вид и подвид мяса имеет свою сезонность потребления. Спрос на мясо-сырье носит вторичный характер и зависит от спроса на конечную продукцию. В целом, летом у мясоперерабатывающих предприятий снижается производство говядины, и, как следствие, потребление.
Демографический фактор. Размеры и структура потребления продукции животноводства изменяются под воздействием демографических факторов. Одним из важных факторов явилась урбанизация. В развитых странах доля населения, проживающего в городских населенных пунктах, выше, чем в развивающихся странах (73% против, в среднем 42%). Вместе с тем, темпы урбанизации в развивающихся странах выше, чем в развитых. Урбанизация изменяет размеры и структуру потребления продуктов питания, что может оказывать влияние на спрос на продукцию животноводства. В сравнении с населением сельских районов, горожане чаще питаются вне дома, в больших количествах потребляют готовую к употреблению пищу, пищу быстрого приготовления и полуфабрикаты. В отношении пищевых продуктов урбанизация оказывает влияние на положение и форму кривых потребления, т.е. корреляцию между доходами и потреблением.
По результатам анализа функции совокупного потребления пищевых продуктов животного происхождения для выборки из стран Восточной Азии можно сделать вывод о том, что, независимо от уровня доходов, урбанизация оказывает значительное влияние на рост потребление животных продуктов.
Социальные и культурные факторы. Указанные факторы, равно как и обеспеченность природными ресурсами, также могут оказывать значительное влияние на внутренний спрос и формирование тенденций спроса на будущее. К примеру, уровень дохода на душу населения и урбанизации в Бразилии и Таиланде схожи, но продукции животноводства в Бразилии потребляется примерно вдвое больше, чем в Таиланде.
Доступ к морским ресурсам. Доступ к морским ресурсам благоприятствует потреблению рыбы в то время, как доступ к природным ресурсам, необходимым для животноводческого производства, благоприятствует потреблению продукции животноводства. Влияние доступа к морским ресурсам можно проследить на примере Японии, где уровень потребления продукции животноводства существенно ниже, чем в других странах со сравнимым уровнем доходов, но это компенсируется высоким уровнем потребления рыбы и морепродуктов.
Потребительские привычки. В Южной Азии, к примеру, потребление мяса на душу населения ниже того уровня, который могут себе позволить жители, исходя из их благосостояния. Сегодня многие страны с развитой экономикой борются за возвращение на восточные рынки – в страны Ближнего Востока и Азию. Речь идет о мясе ритуального убоя. Во многих религиях существуют строгие запреты на употребление различных видов мяса. Например, говядина запрещена в Индуизме, а свинина – в Исламе и Иудаизме. Кроме того, Ислам и Иудаизм регулирует способ подготовки мяса, который соответствует принципам их религии.
Половина мирового потребления мяса КРС сконцентрирована в США, Китае и ЕС. Самый значительный рост потребления за последние годы наблюдается в Турции и Китае, а самое значительное снижение потребления – в Российской Федерации.
Мировое потребление растет более медленными темпами, чем производство, примерно на 0,6% в год. Это должно способствовать удешевлению продукции, однако мы видим, что цены на продукцию растут, что может быть обусловлено воздействием инфляции.
Sources:
1. Дорогокупец В.С. Перспективы развития аграрного сектора Бразилии//Наука за рубежом. Институт проблем управления РАН. -2015.- № 45.
1. FAO. [Электронный ресурс] URL: http://www.fao.org/prices/ru/
2. Отчет USDA «Argentina: Livestock and Products Annual Report 2010». [Электронный ресурс] URL:
3. http://www.eurocarne.com/daal/a1/informes/a2/livestock-products-annual-argentina.pdf
4. Агроинвестор. [Электронный ресурс] URL:
http://www.agroinvestor.ru/analytics/news/29442-sektor-myasnogo-skotovodstva-vyros-v-sem-raz/
5. Анализ мировых тенденций государственной поддержки сельского хозяйства. – М., 2015.
References:
1. Dorogokupets V.S. Perspektivy razvitiya agrarnogo sektora Brazilii//Nauka za rubezhom. Institut problem upravleniya RAN. -2015.- № 45.
2. FAO. [Elektronnyy resurs] URL: http://www.fao.org/prices/ru/
3. Otchet USDA «Argentina: Livestock and Products Annual Report 2010». [Elektronnyy resurs] URL:
http://www.eurocarne.com/daal/a1/informes/a2/livestock-products-annual-argentina.pdf
4. Agroinvestor. [Elektronnyy resurs] URL:
http://www.agroinvestor.ru/analytics/news/29442-sektor-myasnogo-skotovodstva-vyros-v-sem-raz/
5. Analiz mirovykh tendentsiy gosudarstvennoy podderzhki sel'skogo khozyaystva. – M., - 2015.
All illustrations of the article: