top of page

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Бартенева А.И. Органическое производство: маркетинг или необходимость // Управление рисками в АПК. 2018. № 6. С. 97-103. URL: http://www.agrorisk.ru/20180612

BARTENEVA A.I.

ORGANIC PRODUCTION: MARKETING OR NECESSITY

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
БАРТЕНЕВА А.И

ОРГАНИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО: МАРКЕТИНГ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ

Бартенева Анастасия Ивановна – магистрант кафедры управления, Институт экономики и управления АПК, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: anrietta9@gmail.com

annotation

В статье рассматривается один из актуальных вопросом современного развития сельского хозяйства – органическое производство. Раскрываются основные преимущества и недостатки данного вида производства, представляются результаты анализа готовности населения перейти на потребление данной продукции.

Keywords

Органическое производство, население, комплексное развитие, себестоимость продукции.

BARTENEVA A.I.

ORGANIC PRODUCTION: MARKETING OR NECESSITY

Anastasia I. Barteneva – Graduate Student, Department for Management, Institute of Economics and Management of AIC, RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia
Email: anrietta9@gmail.com

Annotation

The article deals with one of the topical issues of modern agricultural development - organic production. The main advantages and disadvantages of this type of production are disclosed, and the results of the analysis of the readiness of the population to switch to the consumption of these products are presented.

Keywords

Organic production, population, integrated development, product cost.

Article text

Современное сельское хозяйство достигло высоких показателей, как в урожайности сельскохозяйственных культур, так и выращивании скота. Однако пострадало качество продукции на выходе. Необходимо найти грань между продовольственной безопасностью и здоровьем нации. Увеличение объемов производства и потребления органической продукции – один из методов выхода из сложившейся ситуации.

Органическое производство, экономическая целесообразность, социальные выгоды.
Органическое производство представляет собой экологическую систему управления производством, которая поддерживает и усиливает биологическую вариативность, биологические циклы и биологическую активность почвы.

Органическая продукция – продукция сельского хозяйства и пищевой промышленности, изготовленная без использования синтетических пестицидов, синтетических минеральных удобрений, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок, а также без использования генетически модифицированных продуктов.
В Европе органическое производство начало активно развиваться в середине 80-х годов, т.к. наблюдался профицит продукции, изготовленной с большим количеством химических удобрений, и возросло число организаций по защите окружающей среды.

В России же к органическому производству пришли лишь в середине 90-х годов, несмотря на то, что уже в XIX веке была создана уникальная школа почвоведения, аграрного дела, растениеводства и животноводства[1]. Причиной задержки была Вторая Мировая Война, которая надолго ввела страну в военное положение, что повлекло переориентацию производства. В послевоенное время, основной задачей сельского хозяйства стало решение вопроса дефицита продуктов питания. Поэтому перед агрономами стояла задача – максимально увеличить урожайность культур с целью обеспечения населения продуктами. Здесь на помощь и пришла химическая промышленность, которая помогла выполнить государственную задачу.
Однако, после открытия железного занавеса, в страну хлынул большой поток зарубежных товаров, понятие дефицит исчезало из умов граждан и открылось новое понимание продукции с термином «органик» и «био».
Именно органическое сельское хозяйство предоставляет возможности для обеспечения устойчивого равновесия между экономическим благополучием и сохранением благополучной средой обитания.
К основным преимуществам органического сельского хозяйства относятся:
– лучшие вкусовые качества продуктов питания;
– сохранение окружающей среды;
– повышение биологического разнообразия;
– безопасность для здоровья человека и животных.
Для того, чтобы перейти на органическое сельское хозяйство, необходимо полностью пересмотреть весь процесс производства, от закупки соответствующих, сертифицированных семян до упаковки и транспортировки.

Существуют стандарты, по которым и должны производиться органические продукты растениеводства, животноводства и продукты переработки. Чтобы производить качественную органическую продукцию, необходимо сертифицировать всю цепочку производства.
Если организация раньше выращивала обычную продукцию, то для того, чтобы выращенная уже по новой технологии продукция, могла быть сертифицирована и промаркирована органической, должен пройти переходный период, т.к. необходимо время, чтобы пестициды и химические удобрения полностью вывелись из почвы и грунтовых вод. Для продукции животноводства — это период конверсии.
При переходе на органическое производство, возрастут затраты за счёт:
 Сертификации;
 Поисков новых рынков сбыта;
 Создания мощностей переработки (для среднего и крупного производства);
 Введения новых отраслей (агротуризм, традиционные промыслы, рестораны);
 Рекламы и маркетинговых мероприятий;
 Новых технологий и оборудования.

Вышеперечисленные затраты требуют дополнительных инвестиций, поэтому себестоимость органической продукции, как правило, выше, чем при традиционном способе производства, несмотря на то, что ряд других видов затрат снизятся:
 Уменьшение минеральных удобрений, пестицидов, регуляторов роста, кормовых добавок и т.д.;
 Затраты на производство и реализацию (за счет снижения урожайности).
Все эти пункты касаются добросовестных производителей органической продукции, однако в России долгое время не было правового регулирования и сертификации, такого рода продукции. В связи с этим, на прилавках магазинов и рынков, появилось много товаров с маркировкой «эко», «био», «органик», однако ничего общего с настоящей полезной продукцией они не имели, кроме как соответствие требованиям к безопасности, согласно стандартам таможенного союза.
Так как органическое сельское хозяйство не допускает использования современных ветеринарных препаратов и химикатов, риск полной потери урожая и продуктивности животных намного возрастает. Следовательно, целесообразно выработать механизм страхования урожаев и животных от последствий эпифитотий, эпизоотий и неблагоприятных погодных факторов[2].
Также должны поощряться и поддерживаться научные исследования по созданию биологических препаратов, соответствующих стандартам органического земледелия и животноводства. Подобные исследования проводятся, но уровень их внедрения в промышленных масштабах невысок.

Поэтому для комплексного развития органического производства необходимо провести ряд мероприятий:
 государственная поддержка производителей органической продукции;
 совершенствование законодательства в данной сфере (выстраивание целостной системы контроля выпуска органической продукции);
 создание благоприятных условий для реализации органической продукции на уровне торговых сетей;
 доведение до широких слоев населения информации о пользе органической продукции в формировании здорового образа жизни.
По данным опубликованным в докладе ЕС о пользе органического питания приведены следующие факты:
 значительно ниже уровень аллергических реакций;
 сокращается риск возникновения хронических заболеваний (включая диабет и сердечнососудистые заболевания);
 органическое молоко содержит на 50% больше Омега-3 жирных кислот в сравнении с обычными продуктами;
уменьшается количество людей, имеющих избыточный вес.

Все это убедительно доказывает, что именно органические продукты являются безопасными для здоровья человека.
По результатам исследования ИХ «Ромир» и Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации 56% респондентов ответили, что готовы переплачивать за органические продукты. Что свидетельствует о повышении интереса потребителей, однако в этом же исследовании есть данные о готовности потребителей к переходу на органическую продукцию (см. рис.1).

Рисунок 1. Готовность потребителей к переходу на органический продукт

Как видно из диаграммы, при сложившейся ценовой политике, где стоимость органической продукции выше в 2-5 раз, в сравнении с продукцией интенсивного сельского хозяйства, респонденты не готовы перейти на потребление органической продукции.
Поэтому следующий этап, после популяризации органического питания, помощь фермерам, производящим органическую продукцию, с реализацией на государственном уровне, тем самым уменьшив давление розничных сетей и снизив стоимость продукции[3].

Sources:

1. С. Бачин Органика.Мифы и реальность. 2016. -128 с.
2. https://www.profiz.ru/sec/2_2019/org_produkty/
3. Родейл М. Органический манифест: как органические продукты могут излечить нашу планету, накормить мир и уберечь нас, 2018. - 232с.

References:

1. S. Bachin Organika.Mify i real'nost'. 2016. -128.
2. https://www.profiz.ru/sec/2_2019/org_produkty/
3. Rodeyl M. Organicheskiy manifest: kak organicheskiye produkty mogut izlechit' nashu planetu, nakormit' mir i uberech' nas, 2018.-232.

All illustrations of the article:

bottom of page