УДК
in process
DOI
in process
To cite the content of the article, please use the following description
To cite the content of the article, please use the following description
Ефремова А.А. Сравнительный анализ ставок ввозных таможенных пошлин стран – потенциальных партнеров Российской Федерации в сфере экспорта продукции АПК // Управление рисками в АПК. 2018. № 3. С. 92-99. URL: http://www.agrorisk.ru/20180307
EFREMOVA A.A.
COMPARATIVE ANALYSIS OF IMPORT CUSTOMS DUTY RATES OF COUNTRIES - POTENTIAL PARTNERS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF EXPORTS OF AGRICULTURAL PRODUCTS
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
ЕФРЕМОВА А.А.
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТАВОК ВВОЗНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН СТРАН – ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ АПК
Ефремова Алеся Андреевна – главный специалист, ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России», Москва, Россия
E-mail: alesya-efremova@yandex.ru
annotation
В статье проводится сравнительный анализ таможенных пошлин в наиболее приоритетных странах для российского экспорта. Рассматриваются основные регулирующие документы и порядок ввоза продукции на территорию данных стран. Кроме того, автором построена сравнительная матрица ставок таможенных пошлин мяса птицы и пищевого яйца.
Keywords
Таможенные пошлины, Таможенный союз, сравнительный анализ, таможенный кодекс ЕАЭС, таможенное законодательство Российской Федерации, Решение Совета Евразийской Экономической Комиссии.
EFREMOVA A.A.
COMPARATIVE ANALYSIS OF IMPORT CUSTOMS DUTY RATES OF COUNTRIES - POTENTIAL PARTNERS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE FIELD OF EXPORTS OF AGRICULTURAL PRODUCTS
Alesia A. Efremova – Specialist, Analytical Center of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: alesya-efremova@yandex.ru
Annotation
The article provides a comparative analysis of customs duties in the most priority countries for Russian exports. The main regulatory documents and the procedure for importing products into the territory of these countries are considered. In addition, the author has built a comparative matrix of rates of customs duties for poultry meat and edible eggs.
Keywords
Customs duties, Customs Union, comparative analysis, EAEU customs code, customs legislation of the Russian Federation, Decision of the Council of the Eurasian Economic Commission.
Article text
Таможенные пошлины, в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе», представляют собой обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации.
В зависимости от обложения таможенной пошлиной ввозимых либо вывозимых товаров существует два вида таможенных пошлин:
- ввозная (импортная) таможенная пошлина;
- вывозная (экспортная) таможенная пошлина.
Наибольший перечень товаров (по видам) подлежит обложению ввозными таможенными пошлинами.
Особенности расчета таможенной пошлины зависят от вида ее ставки.
Законом РФ «О таможенном тарифе» (ст. 4) предусмотрены 3 вида ставок:
а) адвалорная ставка таможенной пошлины;
б) специфическая ставка таможенной пошлины;
в) комбинированная ставка таможенной пошлины.
Адвалорная (стоимостная) ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемого товара. Поэтому необходимая сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и соответствующей ставки пошлины в процентах.
Специфическая ставка таможенной пошлины устанавливается в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров.
Комбинированная ставка таможенной пошлины, включает в себя как стоимостные, так и количественные показатели перемещаемых товаров. При этом, в зависимости от вида комбинированной ставки размер таможенной пошлины может определяться либо путем сравнения, либо путем сложения полученных величин.
Принимая во внимание участие Российской Федерации в деятельности Евразийского экономического союза (ЕАЭС), необходимо отметить, что порядок исчисления вывозных таможенных пошлин устанавливается нормативными правовыми актами ЕАЭС.
С 1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС (далее – ТК ЕАЭС).
Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года прекратил действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 53 ТК ЕАЭС, для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, за исключением случаев, предусмотренных в соответствии с Договором о Союзе, а также случаев, когда в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами Союза с третьей стороной для исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, отличные от ставок Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС и единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
С учетом действующих в настоящее время ставок ввозных таможенных пошлин на территории ЕАЭС и для более детального изучения практики таможенно-тарифного регулирования в зарубежных странах был проведен сравнительный анализ ставок ввозных таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию (виды сельскохозяйственной продукции определены в соответствии с локальными отраслевыми программами поддержки экспорта продукции АПК, утвержденными приказом Минсельхоза России от 19 октября 2017 г. № 524), применяемые Российской Федерацией, и стран - потенциальных конкурентов Российской Федерации в сфере экспорта сельскохозяйственной продукции.
Результаты сравнительного анализа приведены таможенных пошлин на мясо птицы в таблицах ниже.
Таблица 1. Таможенные пошлины на мясо птицы
1. Основной Закон Специального административно района (САР) Гонконг устанавливает, что САР Гонконг является отдельной таможенной территорией. Следовательно, независимо от того, что таможенный сбор с товаров взимается в Гонконге, товар может также облагаться таможенными пошлинами на территории Континентального Китая в соответствии с его таможенной политикой.
Гонконг является свободным портом и не устанавливает никаких таможенных тарифов при импорте и экспорте товаров, также, как и тарифных ставок и квот, НДС и иных налогов. Акцизный сбор взимается только с 4 типов товаров в независимости от того, импортированы ли они или произведены в Гонконге. Каждое лицо, импортирующее и экспортирующее товары, не включенные в перечень товаров, освобожденных от декларирования, обязано в течение 14 дней с момента импорта/экспорта товаров подавать на имя Главы Таможенного и Акцизного Управления заполненную импортную/экспортную декларацию. Размер сбора за подачу импортной и экспортной декларации исчисляется следующим образом: для непродовольственных товаров, 50 центов с части стоимости декларируемого товара до HK$46,000 и 25 центов за каждую дополнительную HK$1,000 стоимости товаров с округлением с точностью 10 центов.
Для продовольственных товаров, 50 центов с каждого декларируемого товара независимо от его стоимости.
2. Иорданская таможня запустила Таможенную интегрированную систему тарифов (CITS) в августе 2005 года. Импортеры могут использовать эту систему для отслеживания товарных тарифов, условий импорта и соглашений о торговле товарами, правил и требований товарной торговли.
3. Таможенные пошлины в Китае делятся на импортные и экспортные. Ставку таможенной пошлины, а также ставку импортного НДС и ставку возврата «входящего» НДС при экспорте товара можно определить по китайскому таможенному коду (HS code). Китайские таможенные коды отличаются от иностранных, в частности, с российскими совпадают только несколько начальных цифр.
При импорте товара в Китай китайская компания-импортер должна оплатить помимо таможенной пошлины, также импортный НДС и на некоторые виды товаров потребительский налог. Основой для расчета данных сборов является цена товара на условиях CIF, которая сложилась на момент пересечения товаром границы Китая, то есть помимо собственно стоимости товара необходимо прибавить расходы на доставку до границы Китая и страховку. Основных ставок импортной таможенной пошлины две: обычная и преференциальная. Преференциальная ставка применяется при ввозе из стран, с которыми заключены специальные соглашения, например, из стран, входящих в ВТО. Для ввоза из большинства стран используется льготная ставка импортной таможенной пошлины.
4. Оман. Большинство импортируемых товаров подлежат таможенному обложению по единой ставке в размере 5% от их (CIF) стоимости. Потребительские товары, включая продукты питания, освобождаются от уплаты таможенной пошлины. Пошлины на алкоголь и табак облагаются по повышенной ставке пошлины. Освобожден от уплаты таможенных пошлин импорт некоторых материалов, ввозимых на имя специализированных министерств и служб внутренней безопасности. Товары, произведенные в странах Персидского залива, как правило, импортируются беспошлинно.
С 2003 года в сфере экспортно-импортного регулирования Оман руководствуется директивами Таможенного союза Совета по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ): султанат не вводит квоты или устанавливает какие-либо нетарифные ограничения в торговле, равно как и не применяет антидемпинговое регулирование. Экспортных пошлин в Омане нет[2].
5. ОАЭ. Несмотря на то, что практически вся мясная продукция в ОАЭ должна соответствовать требованиям «Халяль», импортеры мяса не обязательно должны быть мусульманскими странами.
Таможня устанавливает порядок ввоза товаров. Также она контролирует сопровождение всех товаров, ввозимых на территорию страны, соответствующими сертификатами. Поэтому импортёры должны предоставлять все необходимые документы, в том числе и действующую лицензию на право ведения торговой деятельности. Также необходимо указывать срок годности продуктов питания, отмечая дату изготовления продукта и дату конечного срока реализации. Ввоз мясных продуктов разрешается только в том случае, если они соответствуют всем нормам исламского права. Обязательным является наличие специального сертификата, подтверждающего факт такого соответствия.
Таможня Дубая взимает определённые пошлины при импорте товаров. Размер таких пошлин может варьироваться, несмотря на то, что в целом они были приведены к единой ставке 4%. Необходимо также отметить, что пошлинами облагаются и те товары, которые вывозятся из свободных экономических зон ОАЭ (СЭЗ) на остальную территорию страны.
Размер ввозной таможенной пошлины варьируется в зависимости от вида импортируемого товара.
6. Саудовская Аравия. В соответствии с отчетом, представленным секретариатом ВТО в Саудовской Аравии в отношении ввозимых товаров взимаются только таможенные тарифы. НДС, акцизы или любые другие внутренние налоги или сборы на отечественные или импортные товары не взимаются. В соответствии со статьей 20 Основного закона о государственном управлении, полномочия по установлению и изменению таможенных тарифов возлагается на Совет министров. Введение, изменение или отмена таможенных тарифов требует утверждения Указом Совета Министров, который должен быть одобрен Королевским указом.
Более половины (51,6%) тарифных ставок на импорт сельскохозяйственных товаров связаны на уровне от 10% до 15%. При этом в отношении 70,7% товаров фактически действующая ставка импортных пошлин не превышает 5%. 21,2% от всех сельскохозяйственных товарных позиций завозится беспошлинно.
7. Катар.
Перечни товаров и продуктов, облагающихся более высокими таможенными пошлинами для защиты местных производителей, а также товаров, не подлежащих таможенному обложению, утверждается правительством Катара. Пятнадцать наименований продуктов освобождены от таможенного обложения, а именно: живые животные, декоративные и домашние птицы, свежие фрукты и овощи, деревья и корни, семена для посева, корма для крупного рогатого скота, удобрения, портландцемент, песок, камни и глина, базовые продукты питания (рис, пшеница, сахар, молоко, мука, растительное масло), печатные издания, учебники, рекламные материалы, необработанное золото и серебро, натуральный жемчуг.
На большинство видов импортируемых в Катар товаров начисляется адвалорная пошлина в размере около 5%.
Sources:
1. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 03.08.2018) «О таможенном тарифе»
2. Султанат Оман – экспорт/импорт-таможенные тарифы. См.: URL: http://arafnews.ru/oman/exp-imp-t.htm (дата обращения: 20.01.2018)
3. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)
4. Решение Совета Евразийской Экономической Комиссии от 16 июля 2012 года N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»
References:
1. Zakon RF ot 21.05.1993 N 5003-1 (red. ot 03.08.2018) «O tamozhennom tarife»
2. Sultanat Oman – eksport/import-tamozhennyye tarify. Sm.: URL: http://arafnews.ru/oman/exp-imp-t.htm (data obrashcheniya: 20.01.2018).
3. "Tamozhennyy kodeks Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza" (prilozheniye N 1 k Dogovoru o Tamozhennom kodekse Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza)
4. Resheniye Soveta Yevraziyskoy Ekonomicheskoy Komissii ot 16 iyulya 2012 goda N 54 «Ob utverzhdenii yedinoy Tovarnoy nomenklatury vneshneekonomicheskoy deyatel'nosti Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza i Yedinogo tamozhennogo tarifa Yevraziyskogo ekonomicheskogo soyuza»
All illustrations of the article: