УДК
in process
DOI
10.53988/24136573-2018-03-10
To cite the content of the article, please use the following description
To cite the content of the article, please use the following description
Козубенко, И. С. Электронное сельское хозяйство: использование цифровых технологий для развития устойчивых инклюзивных продовольственных систем и интеграции торговли / И. С. Козубенко, О. А. Моторин, М. И. Горбачев // Управление рисками в АПК. – 2018. – № 3. – С. 126-138. – DOI 10.53988/24136573-2018-03-10.
KOZUBENKO I.S., MOTORIN O.A., GORBACHEV M.I. E-AGRICULTURE: USING DIGITAL TECHNOLOGIES TO DEVELOP SUSTAINABLE INCLUSIVE FOOD SYSTEMS AND TRADE INTEGRATION
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
КОЗУБЕНКО И.С., МОТОРИН О.А., ГОРБАЧЕВ М.И.
ЭЛЕКТРОННОЕ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УСТОЙЧИВЫХ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ СИСТЕМ И ИНТЕГРАЦИИ ТОРГОВЛИ
Козубенко Игорь Сергеевич – директор Департамента развития и управления государственными информационными ресурсами АПК, Минсельхоз России, Москва, Россия
E-mail: i.kozubenko@mcx.ru
SPIN-код: 2042-1619
Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, доцент, Экономический факультет имени А.В. Чаянова, РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096-8796
Горбачев Михаил Иванович – кандидат экономических наук, доцент, Экономический факультет имени А.В. Чаянова, РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: mgpochta@gmail.com
annotation
В статье определены подходы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации к созданию современных информационных систем, платформ для развития устойчивых инклюзивных продовольственных систем и интеграции торговли, даны целевые установки к развитию таких платформ.
Keywords
Продовольственная безопасность, система поддержки экспорта продукции АПК развитие электронного, цифрового сельского хозяйства, портфель цифровых технологий и решений для сельского хозяйства.
KOZUBENKO I.S., MOTORIN O.A., GORBACHEV M.I.
E-AGRICULTURE: USING DIGITAL TECHNOLOGIES TO DEVELOP SUSTAINABLE INCLUSIVE FOOD SYSTEMS AND TRADE INTEGRATION
Igor S. Kozubenko – Director of the Department of Development and Management for State Information Resources of the AIC, Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: i.kozubenko@mcx.ru
Oleg A. Motorin – Editor in Chief, Candidate in Political Sciences, Associate Professor, Faculty of Economics named after A.V. Chayanov, RSAU – MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: ol.motorin@gmail.com
Mikhail I. Gorbachev –Candidate in Economic Sciences, Associate Professor, Faculty of Economics named after A.V. Chayanov, RSAU – MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: mgpochta@gmail.com
Annotation
The article defines the approaches of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation to the creation of modern information systems, platforms for the development of sustainable inclusive food systems and the integration of trade, given targets for the development of such platforms.
Keywords
Food security, the system of supporting the export of agricultural products, the development of electronic, digital agriculture, a portfolio of digital technologies and solutions for agriculture.
Article text
Сельское хозяйство оказывает огромное влияние всю сферу жизнедеятельности человека – это огромная индустрия с общим производством более 5 триллионов долларов, в которой трудоустроены 40% трудоспособного населения. К 2050 году численность населения увеличится до 10 миллиардов человек, а общий спрос на пищевую продукцию увеличится в 2 раза. Учитывая, что сейчас около миллиарда людей в мире испытывают недостаток продуктом питания, это ставит перед Россией и мировым сообществом колоссальные задачи по обеспечению населения Земли качественным (органически чистым) продовольствием в объёмах способных удовлетворить потребности.
Российская Федерация высоко оценивает усилия Организации Объединенных Наций по искоренению голода и движению к продовольственной безопасности, обеспечению стабильности мира. ФАО играет важную роль в развитии сельского хозяйства и обеспечении продовольственной безопасности. Как специализированное учреждение ООН организация выступает серьезным механизмом отстаивания интересов развивающихся стран. Россия поддерживает инициативы ФАО и готова участвовать в проектах организации.
Российская Федерация является одной из немногих стран мира, производящей практически все виды сельскохозяйственной продукции. Имеется положительный опыт поддержки перехода к устойчивому сельскому хозяйству [1].
Обладая значительным потенциалом сельскохозяйственных земель, используя достижения научной мысли, развивая экспортный потенциал и цифровизацию отрасли, агропромышленный комплекс России превращается в высокотехнологичную отрасль, способную не только обеспечить продовольствием себя, но и многие страны мира. Вместе с тем, большая часть российского экспорта – продукция с низкой степенью переработки, что в том числе связано с дискриминационными условиями доступа для российской продукции более высокого передела на мировые рынки.
Конкурентоспособность отрасли характеризуется различными показателями, среди которых можно выделить высокую долю российской продукции на внутреннем рынке, наличие высококонкурентоспособных предприятий-лидеров в отрасли, систему научно-технического, производственного сотрудничества. В 2018 году, несмотря на ряд внешних сложностей, сельское хозяйство России продолжило активно развиваться, индекс сельхозпроизводства вырос на 2,4 %. Так, к примеру, по производству зерновых Российская Федерация в 2017 году установила исторический рекорд со времен СССР (127,4 млн тонн в 1978 году), произведя 134,1 млн тонн зерна в чистом весе, что на 11,25 млн тонн больше, чем в 2016 году.
АПК страны сумел адаптироваться к новым условиям и на данный момент по зерну, мясу, растительному маслу, сахару и картофелю Россия уже сегодня практически полностью независима от импорта - целевые показатели Доктрины продовольственной безопасности на период до 2020 года выполнены.
В качестве примера, показатель продовольственной независимости России по итогам 2017 года по зерну составил 99,3 процента при пороговом значении не менее 95 процентов, по сахару - 94,3 процента (план - 80 процентов), по растительному маслу - 84 процента против плановых 80 процентов. При этом по мясу и мясопродуктам перевыполнение плана составило почти 15 процентов.
Из импортозависимого российское сельское хозяйство становится экспортоориентированным. Так, экспорт продуктов питания и сельскохозяйственного сырья в 2017 году составил $20,7 млрд, что на 21,1% больше показателя 2016 года. Треть вывезенных за рубеж продовольственных товаров пришлась на зерно и продукцию мукомольно-крупяной, масложировой промышленности и аквакультуры.
В России активно формируется система поддержки экспорта продукции АПК, которая должна выдерживать конкуренцию с иностранными партнерами (рис. 1).
Рисунок 1. Факторы успеха экспорта
Сейчас российским производителям приходится конкурировать на мировой арене с иностранными поставщиками, которые получают в своих странах поддержку по продвижению товаров и пользуются искусственными преференциями, сдерживающими доступ российской продукции на мировые рынки [2].
Страны, входящие в ВТО, не могут субсидировать экспорт напрямую, использовать можно только косвенные меры поддержки. Это может реализовываться в форме помощи компаниям при сертификации продукции за рубежом, спонсирования производителей для участия в международных выставках, кредитовании и страховании. Вместе с тем, ограничения, ответной реакцией на которые было введение российского эмбарго, препятствуют развитию торговли и проникновению продукции на зарубежные рынки.
Одним из инструментов обеспечения продовольственной безопасности и гармонизации торговых отношений в сфере агроэкспорта во всем мире мы видим развитие электронного, цифрового сельского хозяйства. Как вы знаете, разработка и внедрение новых цифровых технологий идет очень быстро. Наступление «четвертой» промышленной революции, объединяющий искусственный интеллект и традиционные процессы в сфере сельского хозяйства, включая автоматизацию производства, активно влияет на сельхозпроизводство, логистику и потребления. Процессы охраны окружающей среды также попадают в орбиту цифровизации. Государствам-участникам Организации Объединенных Наций необходимо и дальше предпринимать меры, направленные на развитие цифрового сельского хозяйства, гармонизацию на этой основе развития экспорта продукции АПК.
В сфере цифровизации Россия имеет значительный резерв повышения эффективности сельскохозяйственного производства в 3-5 раз за счет внедрения «умного» растениеводства и животноводства (биологизации сельскохозяйственного производства, технологической и цифровой модернизации сельхозпроизводства, повышения качества и производительности труда, технологической дисциплины работников АПК, имеющихся ИТ-сервисов) [3].
Конечно, в этом свете перед отечественными товаропроизводителями стоит непростая задача: интегрировать новые и старые технологии. Мы не бросаем товаропроизводителей аграрного сектора и стремимся дать им все необходимые им инструменты электронного, цифрового сельского хозяйства.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации разрабатывает подходы к развитию современных информационных систем и платформ (рис. 2).
Рисунок 2. Сервисы, внедренные и разрабатываемые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации
Целевые установки к развитию этих платформ заключаются в следующих направлениях работы:
1. Формирование портфеля цифровых технологий и решений для сельского хозяйства. Это позволит информировать хозяйства о возможностях эффективного и оперативного использования имеющихся ресурсов для внедрения экономически обоснованных наилучших доступных технологий и практик, обеспечивающих возможность производства сельскохозяйственной продукции в единой цифровой линейке «от поля до прилавка».
2. Формирование динамических ключевых показателей эффективности для глобального рыночного управления растениеводством на основе «Эффективного гектара» и животноводством - «Эффективная голова» и другим отраслям, позволяющих эффективно использовать имеющие ресурсы;
3. Создание системы прослеживаемости ключевых видов сельскохозяйственной продукции на всем протяжении ее жизненного цикла. Это прямо влияет на конкурентоспособность продукции, так как позволяет потребителю видеть весь путь формирования продукции.
4. Формирование цифровой платформы, предоставляющей возможность предприятиям АПК использовать технологии интернета вещей, для получения субсидий в электронном виде.
5. Формирования цифровой платформы, обеспечивающей возможность сбыта продукции агропромышленного комплекса на электронных площадках.
Инструментами Минсельхоза России в решении этих задач выступают информационные системы, позволяющие с большим качеством и большей детализацией осуществлять государственную аграрную политику.
Так, например, введённые в использование информационные системы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации позволили в 2,5 раза ускорить доведение субсидий; в режиме онлайн проводить мониторинг и управлять исполнением государственных программ развития сельского хозяйства.
Большая часть данных сейчас собирается, анализируется в автоматизированном режиме, это касается данных в сфере механизации, семеноводства, ценового мониторинга, и продовольственной безопасности.
Одним из нововведений является система мониторинга сельскохозяйственных угодий, призванная решить проблемы учета, использования и распределения земель, сохранения плодородия, состояния мелиоративных сооружений и экологического благополучия. Сейчас система отражает более 2 млн полей, покрывая более 90 млн гектар.
Также стоит отметить усилия Министерства сельского хозяйства Российской Федерации по разработке и внедрению в дальнейшем Личного кабинета сельскохозяйственного товаропроизводителя, позволяющего производить как детальное изучение самого производителя с выдачей актуальных для него рекомендаций по производству, внедрению новых технологий, так и информационную поддержку агроэкспорта с помощью предоставления разнообразных исследований, обзоров внешних рынков и условий экспорта в различные страны.
Цифровизация сельского хозяйства России позволит эффективно реализовать потенциал отрасли, вместе с тем России необходимо решить целый комплекс задач связных с увеличением экспорта продукции:
- субсидирование железнодорожных перевозок внутри страны;
- развитие мелиоративных систем;
- разработка и внедрение информационных систем нового поколения;
- создание система прослеживаемости скота, семенного материала и продукции животноводства, удобрений, других факторов агропроизводства;
- субсидирования затрат внедрения интернет вещей;
- создания онлайн-платформы функционирования системы торговых площадок, охватывающих все отраслевые направления производства продукции АПК;
- предоставление субсидий из федерального бюджета организациям сельскохозяйственного компенсации части затрат на транспортировку продукции на участие в конгресс-выставочных мероприятиях, в целях подтверждение продукции на внешних рынках;
- предоставление грантов предприятиям-экспортерам и отраслевым ассоциациям.
Всемерно поддерживаются инициативы укрепления государственно-частного сотрудничества в целях развития мелкомасштабного сельского хозяйства, повышения их эффективности. Решение этой задачи заключается во многом за счет того, что нужно устранить цифровое неравенство – когда малые хозяйства не имеют доступа к новейшим цифровым технологиям. В результате они проигрывают конкуренцию крупным хозяйствам. При поддержке ФАО отечественные сельскохозяйственные технологии, которые значительно дешевле, помогут сделать жизнь малых хозяйств в развивающихся странах более радостной и успешной.
Вместе с тем, в рамках ФАО следует предпринять следующие меры по созданию условия для недискриминационного доступа стран на мировые рынки:
1. Поддержать передвижение цифровых технологий в сельскохозяйственное производство.
2. Совершенствовать требования к стандартам по защите здоровья и благополучия животных.
3. Совершенствовать подходы по борьбе с устойчивостью к противомикробным препаратам и ответственного применения противомикробных препаратов в сельском хозяйстве.
4. Совершенствовать стандарты на пищевые продукты в целях защиты здоровья потребителей и обеспечения добросовестной торговли пищевыми продуктами.
5. В целях составления доступных портфелей технологических решений. содействовать более широкому распространению и применению технологий и инноваций, в частности, в области селекции, кормления и содержания животных.
6. Содействовать соблюдению правил ВТО (закрепленных основанных правила торговой деятельности), призывать не использовать санкции в качестве инструмента, обеспечивающего доминирование на сельскохозяйственных рынках.
7. Поддерживать создание в странах участницах адаптированных производственно-сбытовых цепочек, включающих в себя также заготовку кормов, в целях обеспечения эффективного и рационального использования ресурсов и защиты экосистем и биологического разнообразия.
8. Содействовать внедрению ресурсоэффективных приемов ведения животноводства, растениеводства и т.п., с применения инноваций, комплексных систем, агроэкологические технологий и методов органического сельского хозяйства.
9. Развивать и поддерживать международное сотрудничество в области научных исследований, направленных на сокращение интенсивности выбросов парниковых газов в области животноводства за счет внедрения цифровых технологий.
В настоящее время есть уверенность, что за счет новых цифровых технологий Российский АПК и сельское хозяйство стран содружества станет более эффективным, экологичным и бережливым!
Sources:
1. Исследования в области современных технологий - Режим доступа URL: https://www.rossinno.net.
2. Меденников, В.И. Цифровая платформа для сельского хозяйства / В.И. Меденников, Л.Г. Муратова, С.Г. Сальников // Вестник сельского развития и социальной политики. https://cyberleninka.ru/article/v/tsifrovaya-platforma-dlya-selskogo-hozyaystvaЦифровая платформа для сельского хозяйства.
3. Развитие цифровой экономик в России. Программа до 2035 года http://innclub.info/wp-content/uploads/2017/05/strategy.pdf
References:
1. Issledovaniya v oblasti sovremennykh tekhnologiy - Rezhim dostupa URL: https://www.rossinno.net.
2. Medennikov, V.I. Tsifrovaya platforma dlya sel'skogo khozyaystva / V.I. Medennikov, L.G. Muratova, S.G. Sal'nikov // Vestnik sel'skogo razvitiya i sotsial'noy politiki. https://cyberleninka.ru/article/v/tsifrovaya-platforma-dlya-selskogo-hozyaystvaTsifrovaya platforma dlya sel'skogo khozyaystva.
3. Razvitiye tsifrovoy ekonomik v Rossii. Programma do 2035 goda http://innclub.info/wp-content/uploads/2017/05/strategy.pdf.
All illustrations of the article: