top of page

УДК

in process

DOI

10.53988/24136573-2017-04-03

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Моторин, О. А. Проблемы зерновой отрасли на этапе производства зерна в Российской Федерации / О. А. Моторин, М. И. Свищева, Ф. И. Худиев // Управление рисками в АПК. – 2017. – № 4. – С. 34-43. – DOI 10.53988/24136573-2017-04-03.

MOTORIN O.A., SVISHCHEVA M.I., KHUDIYEV F.I.

PROBLEMS OF THE GRAIN INDUSTRY AT THE STAGE OF GRAIN PRODUCTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
МОТОРИН О.А., СВИЩЕВА М.И., ХУДИЕВ Ф.И.

ПРОБЛЕМЫ ЗЕРНОВОЙ ОТРАСЛИ НА ЭТАПЕ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, доцент, Экономический факультет имени А.В. Чаянова, РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096-8796

Свищева Маргарита Игоревна – главный специалист, ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России», Москва, Россия
E-mail: m.svishcheva@mcx.ru

Худиев Фарид Исламович – главный специалист, ФГБУ «Аналитический центр Минсельхоза России», Москва, Россия
E-mail: f.hudiev@mcxac.ru
SPIN-код: 3158-0477

annotation

В статье определяются проблемы зерновой отрасли Российской Федерации на этапе производства и транспортировки зерна и предлагается их решение.

Keywords

Зерно, проблемы зерновой отрасли, зернопроизводители, железнодорожный транспорт, обеспеченность сельскохозяйственной техникой, мощности хранения зерновых.

MOTORIN O.A., SVISHCHEVA M.I., KHUDIYEV F.I.

PROBLEMS OF THE GRAIN INDUSTRY AT THE STAGE OF GRAIN PRODUCTION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Oleg A. Motorin – Editor in Chief, Candidate in Political Sciences, Associate Professor, Faculty of Economics named after A.V. Chayanov, RSAU – MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: ol.motorin@gmail.com

Margarita I. Svishcheva – Specialist, Analytical Center of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: m.svishcheva@mcx.ru

Farid I. Khudiyev – Specialist, Analytical Center of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: f.hudiev@mcxac.ru

Annotation

The article identifies the problems of the grain industry of the Russian Federation at the stage of production and transportation of grain and suggests their solution.

Keywords

Grain, problems of the grain industry, grain producers, railway transport, provision of agricultural equipment, grain storage capacity.

Article text

Низкие цены на зерно в сезоне 2017 г. помогли выявить основные проблемы зерновой отрасли. Ключевой проблемой стала длительная оборачиваемость зерновых хопперов. Основной причиной длительной оборачиваемости вагонов стала реформа в АО «Российские железные дороги» (далее - РЖД), в результате которой РЖД отказалось от собственных вагонов и перешло на иную схему осуществления услуг. В настоящее время РЖД получает выручку от сдачи в аренду путей, тягловых составов, пломбирования и прочих услуг. Стоимость аренды рассчитывается исходя из времени, в течение которого заказчик использует инфраструктуру РЖД. Таким образом РЖД выгодны простои, длительная оборачиваемость вагонов и, как следствие, длительная аренда вагонов. Во времена СССР оборачиваемость вагонов была 8 суток, как только вся инфраструктура перешла к РЖД оборачиваемость вагонов выросла до 11 суток. Предыдущий кризис нехватки вагонов произошел в 2011 г., когда оборот вагонов резко увеличился до 14 суток и вагонов не хватало. При снижении оборачиваемости зерновых хопперов до 11 суток, существующих вагонов хватило бы для перевозки по России всего урожая зерновых 2017 года.

В 2016 г. оборот вагонов составил 18 суток, парк вагонов вырос до 40 тыс. хопперов, 34 тыс. из которых были использованы под зерно. В 2017 г. оборачиваемость вагонов составила 21 сутки, и она продолжает увеличиваться по мере роста парка вагонов. Оптимизация маршрутной сети невыгодна для РЖД. Проблема оборачиваемости вагонов является системной, а не сезонной, но она наиболее ярко проявляется именно во время сезона.
В последние годы конкурентоспособность ж/д транспорта падает, так как плечо доставки автомобильным транспортом растет. Если 10 лет назад везти зерно автомобильным транспортом было выгодно на расстояние не дальше 600 км, то на сегодняшний день это расстояние увеличилось до 1300 км. Возить зерно автотранспортом дальше 1300 км не выгодно и стоит прибегнуть к услугам железнодорожников. Однако привлекательность автотранспорта также начала падать в последние годы из-за введения дополнительных сборов с грузовиков: введение тахографов, системы Платон и т.д.

Решение проблемы с железнодорожным транспортом позволит значительно нарастить объем экспорта, так как передвинет спрос из южных регионов в более отдаленные. Пропускная способность портов уже в прошлом сезоне позволяла вывезти 50 млн тонн зерна. К концу нынешнего сезона за счет строительства дополнительных мощностей по перевалке Новороссийского комбината хлебопродуктов (владелец зерновых терминалов Новороссийского порта) пропускную способность портов удастся увеличить до 65 млн тонн зерна. Ситуацию удается оптимизировать за счет квот в глубоководных портах, которые позволяют распределить нагрузку на порт равномернее. Данные квоты покупаются за год и для производителей, не использовавших данные квоты, существует штраф в размере 100% от стоимости неиспользованной квоты.

В условиях нехватки мощностей российские ставки на перевалку зерна в портах превышают иностранные в 2 раза. Перевалка в портах является второй по величине статьей расходов экспортеров после затрат на транспортировку.

Стоимость перевалки в российских портах в среднем составляла $19 в 2017 г. Для сравнения в порту Муга (Эстония) стоимость перевалки в 2017 г. составляла $10 в которые была включена перевозка по территории Прибалтики. В порту Руан стоимость перевалки составляла $9, в которые также была включена перевозка ж/д транспортом.

Еще одной проблемой является большое количество переходящих запасов зерна. Опыт проведения интервенций показывает, что само наличие значительных запасов зерна вызывает давление на цены. Кроме того, стоимость хранения может быть значительной и доходить до 300-900 рублей в месяц за тонну. По этой причине значительная доля зерна в Российской Федерации гниет в зимний период, так как хранить зерно на элеваторах не выгодно сельхозпроизводителям.

Казалось бы, цену хранения можно снизить за счет повышения конкуренции среди элеваторов. Однако введение в одном регионе в строй нескольких элеваторов, не обеспеченных 100% загрузкой, приведет к тому, что эти элеваторы начнут поднимать цены на хранение зерна обратно пропорционально степени их загрузки, потому что элеваторы несут фиксированные издержки вне зависимости от того, сколько зерна находится у них на хранении.

Высока потребность в линейных и узловых элеваторах, которые занимаются перевалкой и перегрузкой зерна и не обладают большими мощностями по хранению.
Обеспеченность основными видами техники в развитых странах мира на 1000 га посевов зерновых культур гораздо выше, чем в Российской Федерации. Однако сельхозпроизводители закупают технику исходя из экономической целесообразности приобретения данной техники. Поэтому, исходя из сложившихся цен на зерно и обменного курса российского рубля по отношению к мировым валютам закупка дополнительной техники не представляется целесообразной.

Рис. 1. Обеспеченность основными видами техники в ряде стран мира (тракторов на 1000 га пашни, комбайнов на 1000 га посевов зерновых культур

Главным показателем для производителей зерна является не количество единиц, а качество техники, так как минимизация простоев при поломках техники является залогом высокой эффективности при сборе урожая. Именно поэтому многие сельхозпроизводители отдают предпочтение технике иностранного производства. У иностранных производителей четко отлажена сервисная служба и, например, John Deere в случае поломок меняет сломавшуюся деталь в течение 6 часов прямо в поле. Для сравнения, сломавшуюся деталь у техники Ростсельмаша можно ждать в течение недели.

Таблица 1. Наличие и готовность сельскохозяйственной техники в регионах Российской Федерации

В 2017 г. количество сельскохозяйственной техники почти не изменилось. В целом по Российской Федерации количество техники сократилось на 0,16% (трактора -0,36%, зерноуборочные комбайны +0,63%, кормоуборочные комбайны -0,72%). Наибольшее сокращение количества сельскохозяйственной техники наблюдалось в Уральском федеральном округе – 2,28% (трактора -2,28%, зерноуборочные комбайны -2,27%, кормоуборочные комбайны -3,81%) и в Северо-Западном федеральном округе – 1,68% (трактора -2,09%, зерноуборочные комбайны -2,72%, кормоуборочные комбайны -3,81%). В Северо-Кавказском федеральном округе количество сельскохозяйственной техники выросло на 2,48% (трактора +2,40%, зерноуборочные комбайны +3,08%, кормоуборочные комбайны -0,93%), а в Дальневосточном федеральном округе – на 1,62% (трактора +1,60%, зерноуборочные комбайны +1,45%, кормоуборочные комбайны +4,48%).

В Центральном федеральном округе резко возросло количество зерноуборочных комбайнов – 3,8%.
В 2017 г. наибольшее количество техники было сконцентрировано в Приволжском федеральном округе – 25% от общего количества сельхозтехники по Российской Федерации (трактора 25%, зерноуборочные комбайны 26%, кормоуборочные комбайны 31%), Южном федеральном округе 21% (трактора 21%, зерноуборочные комбайны 20%, кормоуборочные комбайны 9%), Центральном федеральном округе – 19% (трактора 19%, зерноуборочные комбайны 18%, кормоуборочные комбайны 21%).

Таблица 2. Наличие и необходимое количество тракторов в регионах Российской Федерации
Федеральный округ Российской Федерации Наличие в 2017 г., ед.

По расчетам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в Уральском федеральном округе необходимо докупить еще 18 874 ед. техники или 70% от того, что уже имеется в округе. Таким образом, Уральский федеральный округ является наиболее неоснащенным тракторами регионом. Еще одним неоснащенным регионом является Сибирский федеральный округ – там необходимо закупить дополнительно 24 098 ед. тракторов или 34% от уже имеющегося количества техники. Также значительное количество тракторов необходимо докупить в Северо-Кавказском и Приволжском федеральных округах – 8 287 ед. и 30 412 ед. или 28% и 27%, соответственно. Наиболее обеспеченным техникой регионом является Южный федеральный округ – там необходимо докупить 5 246 ед. техники или 5% от уже имеющегося количества техники.

В целом по Российской Федерации необходимо докупить 33 101 ед. зерноуборочных комбайнов, что составляет 26% от того количества зерноуборочных комбайнов, которые уже имеются в распоряжении сельхозпроизводителей. Наиболее неукомплектованным зерноуборочными комбайнами является Уральский федеральный округ, где необходимо дополнительно закупить 6 494 ед. техники, что составляет 85% от уже имеющегося в регионе количества зерноуборочных комбайнов. В Северо-Западном федеральном округе необходимо докупить 565 ед. техники, что составляет 48% от уже имеющейся технике в регионе. В Приволжском федеральном округе необходимо дополнительно закупить 11 295 ед. техники, что составляет 35% от уже имеющегося количества. Наиболее укомплектованным зерноуборочными комбайнами является Южный федеральный округ: там необходимо докупить 2 733 ед. техники, что составляет 11% от уже имеющихся зерноуборочных комбайнов.

Таблица 3. Наличие и необходимое количество зерноуборочных комбайнов в регионах Российской Федерации

В 2017 г. сельхозпредприятия закупили больше зерноуборочных комбайнов и меньше кормоуборочных комбайнов, чем в 2016 г. В целом по Российской Федерации в 2017 г. году было закуплено на 2,5 % больше тракторов, чем в 2016 г., на 9,7% больше - зерноуборочных комбайнов и на 11,9% меньше кормоуборочных комбайнов.

Таблица 4. Приобретение основных видов сельскохозяйственной техники за первое полугодие 2016 и 2017 г.

В Северо-Кавказском федеральном округе было закуплено в 2017 г. на 51,6% больше техники, чем в 2016 г., в Южном федеральном округе на 13,3% больше, чем в 2016 г., а в Центральном федеральном округе на 10,2% больше, чем в 2016 г.
Мощности хранения зерновых и масличных культур сельхозтоваропроизводителей в 2016 г. составила 77 684 тыс. тонн.
Наибольшие мощности хранения зерновых и масличных культур сосредоточены в Краснодарском и Ставропольском, Алтайском краях, Ростовской и Оренбургской областях.

Таблица 5. Рейтинг субъектов РФ по мощности хранения зерновых и масличных культур

В нынешнем году Российская Федерация собрала рекордные урожаи зерна, которые позволили выявить ключевые проблемы на этапе производства. Это дает возможность регулятору в лице Минсельхоза и отрасли исправить указанные проблемы до следующего сезона. В нынешнем сезоне особо остро встал вопрос о длительности оборачиваемости зерновых вагонов. РЖД выгодна длительная оборачиваемость хопперов, однако увеличивающаяся оборачиваемость зерновых вагонов повышает себестоимость зерна, так как транспортировка по территории Российской Федерации является самой крупной статьей затрат зернопроизводителей и экспортеров. Спрос на зерно концентрируется в южных регионах, что повышает в этих регионах цены, но невозможность своевременно вывезли продукцию из других областей, снижает цены на зерновые в них.

Субсидирование железнодорожных перевозок с целью снижения финансового давления на отрасль может являться краткосрочным инструментом решения проблемы.
Для решения данной проблемы необходимо привести в соответствие интересы железнодорожного монополиста, заинтересованного в длительной аренде вагонов, путей и иной инфраструктуры железных дорог, с интересами производителей и экспортеров зерна. Одним из таких инструментов могло бы стать установление государством максимального времени движения вагонов между станциями, превышение длинны которого оборачивалась бы для РЖД штрафными санкциями.

Помимо прочего необходимо решать проблему с высокой стоимостью перевалки зерна, так как в российских портах перевалка стоит в два раза дороже, чем в крупных европейских портах. Одним способов решения данной проблемы является расширение портовых мощностей и повышение конкуренции в этой отрасли, так как в настоящее время портовые мощности монополизированы.
Еще одной проблемой можно отметить высокую долю потерь зерна из-за невыгодности хранения зерна на элеваторах. Хранить зерно на элеваторах не выгодно по нескольким причинам: избыток запасов зерна на элеваторе «виден рынку», и поэтому «давит» на цену зерна в регионе, инфляция повышает себестоимость зерна, элеваторы вынуждены держать высокие ставки, так как недозагружены.

Одним из способов решения проблемы может стать переформатирование схемы предоставления услуг элеваторами. Сейчас основным видом услуг элеваторов является хранение, однако гораздо выгоднее с финансовой точки зрения для элеваторов было бы предоставление услуг по перевалке зерна. Это позволило бы значительно нарастить количество зерна, проходящего через элеватор, устранило бы давление на цену. Однако государству необходимо создать необходимые условия для того, чтобы перепрофилировать элеваторы.

Основной проблемой является избыток зерна, который ведет к снижению внутренних цен и рентабельности производства зерновых. Внутреннее потребление зерна ограничено по причине стабилизации потребления зерновых мукомольной промышленностью, а также в качестве кормов животным. Предполагаемого экспорта в объеме 45 млн тонн недостаточно для того, чтобы вывести с рынка зерно, произведенное в 2017 году, и поэтому Российская Федерация к концу нынешнего сезона останется с рекордными запасами зерна. Решением данной проблемы может стать развитие глубокой переработки зерновых культур.

Sources:

1. Ведомственная статистика Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
2. Презентация директора Депрастениеводства Минсельхоза России
П.А. Чекмарева [Электронный ресурс]. Режим доступа. URL: http://atf.rosspetsmash.ru/upload/iblock/3e1/chekmarev-p.a..pdf

References:

1. Vedomstvennaya statistika Ministerstva sel'skogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii.
2. Prezentatsiya direktora Deprasteniyevodstva Minsel'khoza Rossii P.A. Chekmareva [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa. URL: http://atf.rosspetsmash.ru/upload/iblock/3e1/chekmarev-p.a..pdf

All illustrations of the article:

bottom of page