О возрождении и модернизации системы машинно-технологических станций в сельском хозяйстве
top of page

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Атлуханов, А. А. О возрождении и модернизации системы машинно-технологических станций в сельском хозяйстве / А. А. Атлуханов // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 9. – С. 48-55.

Atluhanov A.A. On the revival and modernization of the system of machine-technological stations in agriculture

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
Атлуханов А.А.

О возрождении и модернизации системы машинно-технологических станций в сельском хозяйстве

Атлуханов Артур Абдулахакович – кандидат экономических наук, ведущий экономист, Федеральное государственное казенное учреждение «Комбинат «Сигнал» имени А.А.Григорьева, Федеральное агентство по государственным резервам, Москва, Россия.
E-mail: nokia245@yandex.ru
SPIN-код: 3526-3579

annotation

В данной статье рассматривается вопросы совершенствования и развития существующей материально-технической основы предприятий и организаций агропромышленного сектора, а именно, машинно-технологических станций. Предложены подходы к созданию единой системы машинно-технологических станций на территории всего государства за счет принятия на федеральном уровне специального нормативно-правового акта, регулирующего порядок их функционирования, их организационно-правовой статус, основные принципы работы, планирование деятельности.

Keywords

Сельское хозяйство; машинно-технологические станции; МТС; модернизация АПК; экономический рост.

Atluhanov A.A.

On the revival and modernization of the system of machine-technological stations in agriculture

Artur А. Atluhanov – Ph.D., Senior Economist, Federal Public Establishment "Kombinat "Signal" named after A.A.Smirnov, Rosrezerv, Moscow, Russia.
E-mail: nokia245@yandex.ru

Annotation

This article examines the issues of improving and developing the existing material and technical basis of enterprises and organizations of the agro-industrial sector, namely, machine-technological stations. Approaches to the creation of a unified system of machine-technological stations on the territory of the entire state are proposed through the adoption at the federal level of a special regulatory and legal act regulating the order of their functioning, their organizational and legal status, basic principles of work, planning of activities.

Keywords

Agriculture; machine-technological stations; modernization of agro-industrial complex; the economic growth.

Article text

В настоящее время в нашей стране происходят процессы, оказывающие активное влияние на экономическую ситуацию. Высокий показатель валютного курса, введенные санкции, снижение цен на энергоресурсы на мировом рынке, прежде всего, нефть, все это оказывает отрицательное воздействие на экономику, способствует созданию кризисных условий в обществе, которые дестабилизируют не только экономическую, но и политическую ситуацию.

В связи с этим актуальным становится вопрос выхода из сложившейся ситуации, выбора направлений и путей достижения показателей экономического роста. Существует большой выбор таких направлений, одним из которых выступает развитие и совершенствование сельского хозяйства. Наше государство обладает большим потенциалом в этой сфере и его необходимо активнее использовать и развивать. Развитие сельского хозяйства, как показывает наш исторический опыт, может повысить производство всего валового национального продукта, ускорить темпы экономического роста, снизить негативные последствия от возникающих кризисов.

Какие факторы могут быть использованы для развития сельского хозяйства, роста производства сельскохозяйственной продукции? На наш взгляд, одним из главных таких факторов может стать совершенствование и развитие существующей материально-технической основы предприятий и организаций агропромышленного сектора, а именно, машинно-технологических станций. Как известно основная цель деятельности машинно-технологических станций заключается в обеспечении техническим потенциалом сельскохозяйственных производителей путем выполнения на взаимовыгодных условиях комплекса работ с применением высоких и интенсивных технологий для конечного производства сельскохозяйственной продукции. Известно, что наличие эффективно функционирующих машинно-технологических станций в сельском хозяйстве способствует повышению роста производства, его качества, увеличивает прибыльность по всем показателям, то есть повышает эффективность всего производственного процесса.

На сегодняшний день на территории нашей страны функционирует большое количество машинно-технологических станций различных форм собственности. Главными нормативно-правовыми актами, определяющими основы работы машинно-технологических станций в Российской Федерации являются указ Президента России от 10.09.1996 № 1341 «О мерах по развитию сети машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей», постановление Правительства России от 04.02.1997 № 127 «О мерах по развитию сети машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей» и приказ Минсельхозпрода России от 06.03.1997 № 86 «О мерах по развитию сети машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей».

Вместе с тем следует признать, что действующие нормативно-правовые акты недостаточно полно регулируют все аспекты деятельности машинно-технологических станций, в частности, отсутствует определение особенностей их работы, регулирование всех стороны их деятельности. Наряду с пробелами в законодательстве существует также ряд других проблем, связанных с деятельностью машинно-технологических станций. Это, прежде всего, низкая эффективность, выражающаяся в малой окупаемости затрачиваемых средств, отсутствие у многих станций возможностей обновления своих парков, финансовая несостоятельность большей части сельхозпроизводителей, слабая поддержка со стороны государственных органов.

Например, как показывает практика, если машинно-технологическая станция, имеющая государственную форму собственности (представлена в виде ГУП), имеет возможность получать средства для обновления своего парка, как за счет федерального бюджета, так и бюджета региона, так и, то аналогичные станции муниципальной формы собственности (МУП) такой возможности практически не имеют. Связано это с недостаточностью денежных средств местного бюджета, а отсюда и отсутствием возможности маневрирования и перенаправления их использования на другие цели. Абсолютно такая же ситуация характерна для большинства машинно-технологических станций, имеющих частную форму собственности.

В связи с вышесказанным и в целом для успешного развития деятельности машинно-технологических станций, решения имеющихся проблем в этой сфере, на наш взгляд, необходимо реализовать комплекс мер, который включал бы в себя следующие основные действия:

1. Создание единой системы машинно-технологических станций на территории всего государства за счет принятия на федеральном уровне специального нормативно-правового акта, регулирующего порядок их функционирования, их организационно-правовой статус, основные принципы работы, планирование деятельности. На наш взгляд, такая система может быть представлена в виде специально созданного федерального государственного бюджетного учреждения, подведомственного центральному аппарату Минсельхоза России, с наличием сети филиалов во всех субъектах страны, имеющих типовую форму организации. Благодаря тому, что учреждение будет бюджетным, оно сможет не только использовать бюджетные средства, получаемые в виде субсидий на осуществление государственного задания, но и сможет зарабатывать активно само средства, используя их в дальнейшем для собственного развития. Все действующие машинно-технологические станции должны будут войти в состав единой системы.

Единственной формой собственности машинно-технологических станций должна стать государственная. Такой подход к организации деятельности машинно-технологических станций приведет к централизации ресурсов, позволит повысить эффективность управления и контроля, даст возможность осуществлять быстрое реагирование на возникающие кризисные явления за счет перераспределения имеющихся ресурсов (например, перевод имеющихся машин и средств, которые в определенное время не будут задействованы с одного региона в другой).

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации как орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, должно будет осуществлять планирование деятельности этого учреждения, как на краткосрочной, так и долгосрочной основе.
Планирование, должно вестись в соответствии с федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», содержать, на наш взгляд, конкретные количественные показатели деятельности учреждения на определенный период, охватывать вопросы взаимодействия с действующими сельскохозяйственными предприятиями, быть обязательным для исполнения всех его участников.

2. Естественно, что создание единой системы машинно-технологических станций на государственной основе потребует крупных капиталовложений. Для этого при формировании бюджета на очередной год необходимо предусмотреть отдельную статью расходов, предусматривающую средства для укомплектования таких машинно-технологических станций всем необходимым оборудованием. Одновременно с этим следует разработать программу по привлечению в порядке софинансирования денежных средств от представителей частного сектора (например, таких как крупные предприятия по реализации сельскохозяйственной продукции, крупные торговые центры и т.д.) с последующим возмещением полученных средств в натуральной форме.

В целом укомплектование должно осуществляться обязательно в форме реализации планов государственного заказа в отношении специальных конструкторских предприятий на выпуск соответствующей техники. Это даст толчок к развитию отечественного производства сельскохозяйственных машин и техники, снизит зависимость от поставок иностранной продукции соответствующего назначения.

3. Реализацию целей и задач, стоящих перед машинно-технологическими станциями следует осуществлять посредством заключения специальных типовых договоров. Утверждение типовой формы такого договора должно быть возложено на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Такая форма должна быть согласована в обязательном порядке с сельскохозяйственными производителями, и должна определять взаимные обязательства и права сторон. В соответствующей форме договора должны быть предусмотрены основные показатели урожайности сельскохозяйственных культур, продуктивности животноводства и другие данные. Это позволит своевременно выполнять плановые задания сельхозпроизводителей по производству всего ассортимента продукции.

Оплату по договорам оказания услуг и выполнения работ следует осуществлять преимущественно в натуральной форме. Такая форма оплаты позволит решить следующие задачи:
- сформировать резерв сельскохозяйственной продукции, который государство сможет направлять на различные цели (экспорт, государственный резерв, гуманитарная помощь и т.п.);
- позволит возмещать затраты государства на производство соответствующей техники;
- позволит непосредственно самому сельхозпроизводителю накапливать денежные средства, инвестируя их на развитие своего собственного производства.

4. Каждая машинно-технологическая станция должна будет вести свою деятельность на основе годового производственно-финансового плана, который должен будет согласовываться с региональными органами сельского хозяйства. Производственная программа механизированных работ должна быть конкретизирована в договоре, заключаемом с каждым из обслуживаемых сельскохозяйственных предприятий. Производственно-финансовый план машинно-технологической станции следует составлять на основе заданий государственного плана развития всего сельского хозяйства и включать все основные показатели производственной и финансовой деятельности машинно-технологической станции на данный год.

Комплектование основных кадров рабочих специалистов (механизаторов, трактористов и т.п.) для работы на машинах машинно-технологических станций следует, на наш взгляд, проводить в порядке выделения соответствующего персонала со штата самого сельхозпредприятия. Такая форма взаимодействия приведет к повышению эффективности деятельности сельхозпредприятия, в увеличении количественных и качественных показателях, так как каждый работник будет заинтересован в этом лично.

Кроме того, для повышения заинтересованности и ответственности руководящего состава и непосредственно специалистов машинно-технологических станций, на наш взгляд, за выполнение и перевыполнение утвержденных плановых заданий по сбору урожая сельскохозяйственной продукции должна быть введена специальная система премирования работников машинно-технологических станций. Премии следует выплачивать за выполнение и перевыполнение плана урожайности сельскохозяйственной продукции, имеющих важное стратегическое значение – пшеница, гречка и др., а также самое главное за снижение себестоимости выполняемых работ.
Резюмируя все вышесказанное, следует отметить, что реализация вышеперечисленных мер позволит значительно повысить производство сельскохозяйственной продукции как в качественной, так и количественной составляющей, а через это увеличит доходную часть федерального бюджета, станет одним из факторов роста экономики, повысит благосостояние населения.

Sources:

1. Указ Президента Российской Федерации от 10.09.96 № 1341 «О мерах по развитию сети машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 38. Ст. 4416.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.1997
№ 127 «О мерах по развитию сети машинно-технологических станций для обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 6. Ст. 732.
3. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 06.03.1997 № 86 «О мерах по развитию сети машинно-технологических станций».
4. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 30.06.2014 г. (№0001201406300016).

References:

1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 10.09.96 № 1341 «O merakh po razvitiyu seti mashinno-tekhnologicheskikh stantsiy dlya obsluzhivaniya sel'skokhozyaystvennykh tovaroproizvoditeley» // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 1996. № 38. Art. 4416.
2. Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 04.02.1997 № 127 «O merakh po razvitiyu seti mashinno-tekhnologicheskikh stantsiy dlya obsluzhivaniya sel'skokhozyaystvennykh tovaroproizvoditeley» // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 1997. № 6. Art. 732.
3. Prikaz Ministerstva sel'skogo khozyaystva i prodovol'stviya Rossiyskoy Federatsii ot 06.03.1997 № 86 «O merakh po razvitiyu seti mashinno-tekhnologicheskikh stantsiy».
4. Federal'nyy zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ «O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii» // Ofitsial'nyy internet-portal pravovoy informatsii (www.pravo.gov.ru) ot 30.06.2014 g. (№0001201406300016).

All illustrations of the article:

bottom of page