Дилерская система фирменного технического сервиса машин
top of page

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Вялых, Д. Г. Дилерская система фирменного технического сервиса машин / Д. Г. Вялых // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 9. – С. 21-28.

Vyalykh D.G. Dealer system of corporate technical service machines

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ | TECHNICAL SCIENCES
Вялых Д.Г.

Дилерская система фирменного технического сервиса машин

Вялых Дмитрий Геннадьевич – аспирант, кафедра инженерной и компьютерной графики, факультет «Технический сервис в АПК», РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: vialykh48@mail.ru
SPIN-код РИНЦ: 1880-6056

annotation

В статье рассматривается вопрос о современной дилерской системе фирменного технического сервиса машин в агропромышленном комплексе. Зарубежный и отечественный опыт машиноиспользования показывает, что наиболее эффективной формой организации технического сервиса в настоящее время является дилерская.

Keywords

Технический сервис; дилерская система; послепродажный сервис; работоспособность; эксплуатационная надежность; запасные части.

Vyalykh D.G.

Dealer system of corporate technical service machines

Vyalykh Dmitriy Gennad'yevich – graduate student, Department of Engineering and Computer Graphics, Faculty of technical service in Agriculture, RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: vialykh48@mail.ru

Annotation

The article discusses the current system of corporate dealer technical service of machinery in agriculture. Foreign and domestic experience of mashines services analysis shows that the most effective form of organization of technical service is now a dealer.

Keywords

Technical services; dealer system; after-sales service; performance; operational reliability; spare parts.

Article text

Эффективность сельскохозяйственного производства в значительной степени зависит от уровня организации в отрасли технического сервиса. В современных услови¬ях конкурентной борьбы между производителями машин на рынке сбыта основными факторами развития и совершенствования сервиса являются: качество изготовления машин, их эксплуатационная надежность и экономичность, спектр и объём оказываемых услуг. В услуги, которые обеспечивают реализацию сельскохозяйственных машин, входят: реклама, финансовая поддержка потребителя, эффективная подготовка персонала, доставка машин, предпродажная подготовка, послепродажный сервис, включающий техническое обслуживание и ремонт техники в гарантийный и послегарантийный периоды эксплуатации, поставка запасных частей [1,2].

Особое внимание при реализации сельскохозяйственных машин уделяется рекламе. В рекламных целях проводятся такие мероприятия, как международные, национальные и региональные выставки, демонстрации машин в работе, безвозмездная передача машин в учебные заведения сельскохозяйственного профиля, предоставление техники для различных профессиональных соревнований фермеров (например, по пахоте), адресная рассылка рекламы, размещение её в специальных изданиях, на радио и телевидении.

Учитывая, что современная сельскохозяйственная техника достаточно дорогая, покупателям при её приобретении представляется, как правило, кредит или лизинг. Также необходимо отметить, что с 01 января 2013 года у нас в стране действует постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 №1432 «Об утверждении Правил предоставления субсидий производителям сельскохозяйственной техники», согласно которому, отечественному производителю сельскохозяйственной техники предоставляются субсидии в размере до 25% цены сельскохозяйственной техники, а производитель в свою очередь предоставляет покупателям техники скидку.

Зарубежный и отечественный опыт машиноиспользования показывает, что наиболее эффективной формой организации технического сервиса в настоящее время является дилерская. При этой форме организации технического сервиса изготовитель предоставляет право реализации и обслуживания машин на основе договора дилеру, отвечающему предъявляемым требованиям [3].

Основными функциями дилерского центра являются:
 изучение рынка сбыта, организация рекламы продукции и определение платёжеспособного спроса;
 формирование заказа на продукцию, оформление договоров с поставщиками и приемка продукции по количеству, качеству и комплектности;
 проведение предпродажного обслуживания продукции (расконсервация техники) и поставка её потребителю;
 рассмотрение и удовлетворение рекламационных претензий потребителей по качеству машин в гарантийный период их эксплуатации;
 обеспечение работоспособности машин путем проведения качественного технического обслуживания и ремонта на договорной основе;
 обеспечение потребителей запасными частями в течение всего периода эксплуатации машин;
 организация курсов обучения эксплуатационно ремонтного персонала потребителей правилами эксплуатации и технического сервиса машин;
 обеспечение потребителей нормативно-технической документацией по устройству, эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту машин;
 информирование потребителя об изменениях, внесённых в конструкцию машины;
 сбор и передача изготовителю информации о качестве и надёжности реализованных машин.

Разновидностью дилерской формы организации технического сервиса является организация фирменного технического сервиса. Фирменный технический сервис предусматривает непосредственное участие изготовителей техники в её обслуживании и ремонте на собственных производственных площадях или на базе ремонтных предприятий с привлечением посреднических структур, специализирующихся на работах по техническому сервису.

Необходимость развития фирменного технического сервиса обусловлена широким внедрением в современных сельскохозяйственных машинах сложных и особо сложных систем гидравлического и электрического оборудования, что требует более современных форм и методов технического обслуживания и ремонта при участии предприятий-изготовителей [4].
Система фирменного технического сервиса должна занять свое место в сложившейся в нашей стране системе поддержания машин в работоспособном состоянии, когда вся ответственность ложится на предприятия, эксплуатирующие технику, тем более что большинство ремонтно-эксплуатационных баз находится в крайне запущенном состоянии. Обеспеченность по диагностическому оборудованию – 5-7%, испытательным стендам – 30%, мобильным средствам ТО и ТР – 30-40% и т. д [5].

В основе системы фирменного технического сервиса заложены следующие принципы:
1. Ответственность за организацию технического обслуживания в течение всего срока эксплуатации несет фирма-изготовитель (это вызвано стремлением сохранить и развить рынки сбыта).
2. Техническое обслуживание (и, в общем, технический сервис) является важнейшим инструментом борьбы фирм за сферы влияния. Борьба на рынке сбыта все чаще выходит за рамки маневрирования ценой. Передовые фирмы предпочитают бороться на основе совершенствования конструкции машин и предоставления более широкого комплекса услуг в процессе их эксплуатации.
3. Система технического сервиса включает весь комплекс услуг, в том числе модернизацию машин. Масштабы работ и видов услуг не регламентированы и определяются потребителем совместно с фирмой-изготовителем.
4. Фирма-изготовитель организует технический сервис своей продукции независимо от территориальной разобщенности объектов эксплуатации. Реализация этого принципа требует хорошо организованной и разветвленной сети предприятий системы фирменного обслуживания.
5. Формы и организация системы технического обслуживания и текущего ремонта разнообразны (непосредственный контакт изготовитель-потребитель или через посредника).

Решение перечисленных задач системы фирменного технического сервиса требует серьезных капиталовложений, развитой дилерской сети (по региональному принципу), предварительной разработки нормативной и эксплуатационной документации и других организационных и научных проработок. Учитывая все вышесказанное можно утверждать, что технический сервис превратился в важнейшую отрасль сферы услуг, неразрывно связанной со сферой производства.

Фирменный технический сервис является значительной, а в ряде случаев важнейшей статьей доходов. По опубликованным подсчетам экономистов, каждый рубль, вложенный в производство запасных частей и организацию технического обслуживания произведенного и проданного оборудования, может обеспечить вдвое большую прибыль, чем само оборудование. Цены на узлы, детали и агрегаты, реализуемые в качестве запасных частей, как правило, в 1,5-2 раза выше, чем на те же узлы и детали, используемые для сборки новой машины. В том случае, когда машина снята с производства, цены на запасные части возрастают в 5-6 раз. Сохраняя инструмент, оснастку, техническую документацию, необходимые при производстве запасных частей для снятого с производства оборудования, машиностроительные предприятия гарантируют поставку любой детали к оборудованию в течение 10-12 лет со времени его выпуска [6].
На выбор варианта сервисного обеспечения сельскохозяйственной техники, конечно, оказывает существенное влияние состояние и функционирование рынков техники, запасных частей, сборочных единиц, услуг технического сервиса

Таблица 1. Варианты сервисного обеспечения сельскохозяйственной техники

Таким образом, можно сделать предположение, что увеличение объёмов производства сельскохозяйственной техники и объёмов её сбыта, будет самым тесным образом связано с эффективной маркетинговой и логистической деятельностью, производством более качественных машин и организацией сопутствующего сервиса. Все эти направления производитель сможет реализовать только при наличии разветвлённой и управляемой товаропроводящей сети, сочетающей различные формы её построения – сеть дилерских центров, производственно-технических или снабженческо-сбытовых кооперативов и т.п., действуя через которые, производители смогут реализовать свою машиностроительную продукцию и оказывать технический сервис в ассортименте, удовлетворяющем как крупных, так и мелких сельхозпроизводителей.

Переход в рыночных условиях отечественных изготовителей сельскохозяйственной техники к системе фирменного технического сервиса, при которой сервис выполняется по инициативе и при участии изготовителя, обусловлен приоритетом товаропроизводителя и взаимовыгодным интересом. Такое положение ставит предприятия сельскохозяйственного машиностроения перед необходимостью формирования дилерских центров [6].

Дальнейшее развитие национальной системы технического сервиса связано с обеспечением высокого качества услуг, оказываемых сервисными предприятиями. В настоящее время качество услуг становится одним из главных факторов, определяющих коммерческий успех предприятия, его конкурентоспособность. Качество работ, выполняемых сервисными предприятиями, зависит от многих факторов: оснащённости предприятия прогрессивным технологическим оборудованием и нормативно-технической документацией, уровня квалификации и профессионального мастерства персонала предприятия, качества используемых запасных частей, уровня организации рабочего процесса и ряда других [7].

Из вышеизложенного следует, что эффективность системы технического сервиса должна определяться качеством взаимодействия трёх подсистем: «продажа - сервис - запасные части». Решение данной проблемы возможно на основе использования логистических принципов в области организации и управления предприятиями дилерско-сервисной сети.

Sources:

1. Конкин Ю.А., Голубев И.Г., Конкин М.Ю., Кузьмин В.Н. Технический сервис – опыт и перспективы развитияэ М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. 340 с.
2. Дорохов, А.С., Корнеев В.М., Катаев, Ю.В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. 2016. № 8. С. 2-5.
3. Кравченко И.Н., Корнеев В.М., Катаев Ю.В., Чеха Т.А. Система автоматизированного контроля управлением техническим состоянием машин и оборудования // Сельский механизатор. 2016. № 9. С. 22-23.
4. Корнеев В.М., Катаев Ю.В., Вялых Д.Г. Технология предпродажного обслуживания машин // Сельский механизатор. 2016. № 5. С. 32-34.
5. Дорохов А.С., Катаев Ю.В., Скороходов Д.М. Теоретическое обоснование классификации входного контроля качества машиностроительной продукции // Международный технико-экономический журнал. 2015. № 2. С. 49-54.
6. Митракова В.Д., Голубев И.Г. Повышение эффективности деятельности сервисных предприятий // Техника и оборудования для села. 2005. № 3. С. 34-35.
7. Черноиванов В.И. Состояние и перспективы развития технического сервиса машин в АПК // Труды ГОСНИТИ. 2012. Т. 109. С. 4-8.

References:

1. Konkin YU.A., Golubev I.G., Konkin M.YU., Kuz'min V.N. Tekhnicheskiy servis – opyt i perspektivy razvitiyae M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2011.
2. Dorokhov, A.S., Korneyev V.M., Katayev, YU.V. Tekhnicheskiy servis v sisteme inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya APK // Sel'skiy mekhanizator. 2016. № 8.
3. Kravchenko I.N., Korneyev V.M., Katayev YU.V., Chekha T.A. Sistema avtomatizirovannogo kontrolya upravleniyem tekhnicheskim sostoyaniyem mashin i oborudovaniya // Sel'skiy mekhanizator. 2016. № 9.
4. Korneyev V.M., Katayev YU.V., Vyalykh D.G. Tekhnologiya predprodazhnogo obsluzhivaniya mashin // Sel'skiy mekhanizator. 2016. № 5.
5. Dorokhov A.S., Katayev YU.V., Skorokhodov D.M. Teoreticheskoye obosnovaniye klassifikatsii vkhodnogo kontrolya kachestva mashinostroitel'noy produktsii // Mezhdunarodnyy tekhniko-ekonomicheskiy zhurnal. 2015. № 2.
6. Mitrakova V.D., Golubev I.G. Povysheniye effektivnosti deyatel'nosti servisnykh predpriyatiy // Tekhnika i oborudovaniya dlya sela. 2005. № 3.
7. Chernoivanov V.I. Sostoyaniye i perspektivy razvitiya tekhnicheskogo servisa mashin v APK // Trudy GOSNITI. 2012. T. 109.

All illustrations of the article:

bottom of page