Снижение рисков потери продукции рынка овощей путем совершенствования механизма системы сбыта продукции
top of page

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Романенко, Ю. Д. Снижение рисков потери продукции рынка овощей путем совершенствования механизма системы сбыта продукции / Ю. Д. Романенко // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 4. – С. 71-83.

Romanenko YuD (2016) Reducing the risk of losing market vegetable production by improving production distribution system mechanism. Agricultural Risk Management 4:71-83.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
Романенко Ю.Д.

Снижение рисков потери продукции рынка овощей путем совершенствования механизма системы сбыта продукции

Романенко Юлия Дмитриевна – аспирант, кафедра «Экономика и кооперация», Экономический факультет, РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: julialioness@mail.ru

annotation

Устойчивое развитие аграрного производства позволяет обеспечить рост экономики и повысить степень удовлетворения потребностей населения. Центральное место при этом отводится повышению уровня производства продовольствия. Однако, не менее важным вопросом является возможность малого и среднего бизнеса участвовать в процессе распределения произведенной продукцией на справедливых условиях, тем самым снижая риски потери продукции.
Существующая структура товародвижения сельскохозяйственной продукции имеет недостатки, препятствующие развитию российского сельского хозяйства, а также экономики в целом.

Keywords

Оптово-распределительный центр, управление рисками, продовольственная безопасность, сельскохозяйственная продукция, логистическая инфраструктура, розничная сеть, девелоперская компания, сельскохозяйственный потребительский кооператив, муниципальный рынок.

Romanenko Y.D.

Reducing the risk of losing market vegetable production by improving production distribution system mechanism

Yuliya D. Romanenko - Graduate student (P.G.), Department of Economics and Сooperation, Faculty of Economics, RSAU–MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: julialioness@mail.ru

Annotation

Sustainable development of agricultural production ensures the growth of the economy and increase the degree of satisfaction of the population's needs. The central place at the same time given to raising food production. However, one of the important issue is the ability of small and medium-sized businesses to participate in the distribution of products produced under fair conditions thereby reducing the risks of loss of products.

Keywords

Wholesale distribution center, risk management, food security, agricultural output, logistics infrastructure, retail, real estate development company, agricultural consumer cooperative, municipal market.

Article text

Развитие аграрного сектора экономики страны в рамках обеспечения продовольственной безопасности и управления рисками непосредственно на местах предполагает повышение предпринимательской активности малого агробизнеса в условиях рынка. Эту задачу возможно решить путем совершенствования организационно-экономического механизма развития агробизнеса, направленного на укрепление конкурентной среды функционирования сельхозтоваропроизводителей.

В настоящее время проблема продовольственной безопасности дополнительно обострилась в связи с введением экономических санкций на ввоз отдельных видов сельскохозяйственной продукции.

Однако, среди малых форм хозяйствования наблюдается огромный уровень потерь сельхозпродукции, снижение ее качества и рост себестоимости. Это происходит ввиду работы крупных распределительных центров Москвы и Московской области (ОРК «Четыре сезона», ГК «Дикси», ритейлер X5 Retail Group, «Ашан», «ФудСити») преимущественно с крупными сельхозтоваропроизводителями не только России, но и зарубежных стран, что ведет к расширению ассортимента с помощью импортной продукции, а значит к замедлению реализации программы импортозамещения.

Также немаловажное место в цепочке товародвижения имеют розничные магазины, которые напрямую сотрудничают с вышеуказанными крупными ритейлерами (сети «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток», «Атак», «Ашан» и т.д.), а значит и реализуют только ту продукцию, которая по цепочке идет на полки магазинов, ограничивая потребителей в выборе – «наше отечественное» или «зарубежное».

Те распределительные комплексы, которые планируются к запуску в ближайшей перспективе, также ориентированы на крупных поставщиков, со стабильным и достаточно большим объемом поставок, а значит КФХ и ЛФК, мелкие с/х производители вновь остаются «за бортом» и терпят убытки либо в связи с спекулянтскими ценами перекупщиков, либо в связи с порчей продукции из-за невозможности ее сбыть. Малый бизнес должен производить и иметь возможность привезти продукцию в оптово-распределительные центры и продать ее за достойные деньги.

Общие перспективы совершенствования системы функционирования распределительных центров, которые задействуют не только крупных товаропроизводителей, но и мелких, личных подсобных хозяйств, фермерских объединений, кооперативов, заключаются в следующем:
- ускоренное импортозамещение;
- увеличение доходности товаропроизводителя;
- установление справедливых цен;
- стабильный сбыт;
- рост числа занятых и интерес с сфере сельского хозяйства и т.д.

Конечно, имеются и сложности в создании «справедливого» распределительного центра или совершенствовании имеющихся складских комплексов с дополнительной нагрузкой на частичную переработку (сортировка, мойка, упаковка), на транспортировку, на закупку, – это, в-первую очередь, наличие инициативы (инициатор и определяет организационную форму хозяйствования), а во-вторую – источники финансирования (развитие центров может происходить с опорой не только на государственные ресурсы, но и на ресурсы и компетенции частных компаний, используя уже подготовленную инфраструктуру, например складских помещений, путем перевооружения производственных мощностей; привлечение девелоперских компаний возможно при создании определенных привлекательных условий в регионе для вложения инвестиций; возможно также привлечение средств государственной поддержки в рамках Госпрограммы на условиях софинансирования экономически значимых региональных программ по развитию сельскохозяйственной кооперации).

В большинстве случаев предлагается формирование ОРЦ крупными компаниями, занимающимися сбытом сельскохозяйственной продукцией с частичным дооборудованием по переработке (очистка, мойка, сортировка, упаковка). В случае организации ОРЦ перерабатывающими предприятиями и компаниями по оптовому сбыту используется имеющаяся у них инфраструктура и земельная территория, что облегчает построение оптово-распределительного центра, но приводит к необходимости считаться со сложившимися условиями хозяйствования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Актуальность совершенствования организационно-экономической системы товародвижения сельхоз продукции Московской области обусловлена существующей зависимостью агрорынка от поставок со стороны иностранных государств:
1. Продукция российских сельхозпроизводителей имеет низкую конкурентоспособность по сравнению с импортом даже на внутреннем рынке, что увеличивает риски потери прибыли товаропроизводителей. Помимо различной интенсивности поддержки агропроизводства в России, важную роль в этом играет недостаток мощностей по хранению, подработке, упаковке и транспортировке, что ведет к огромным потерям и снижению качества продукции.
2. Существующие распределительные центры Московской области ориентированы преимущественно на крупных товаропроизводителей России и зарубежных стран. Мелкие хозяйствующие субъекты не имеют возможности выполнять условия по стабильной поставке определенных объемов продукции в розничные сети.
3. Импортная продукция поступает через хорошо отлаженную логистическую цепочку, в упаковке, обеспечивающей максимальную сохранность, крупными партиями и является более привлекательной для розничных сетей, в то время как производители плодоовощной продукции вынуждены сбывать товар в короткий срок, что ведет и к снижению цен на продукцию, и к потерям, которые составляют более 30%.
4. Быстрое расширение крупнейших розничных сетей ведет к росту импорта, в то время как значительная часть небольших хозяйств в сельской местности, по сути, не являются товарными, не имея устойчивых рынков сбыта. Отсутствие распределительных центров, ориентированных в том числе и на мелкие формы хозяйствования с небольшим товарооборотом, ограничивает потенциал конкуренции местных оптовых и розничных торговых предприятий с крупнейшими сетевыми структурами, располагающими ресурсами для строительства собственных логистических мощностей.

В связи с волатильностью курса национальной валюты и, соответственно, повышением закупочной стоимости импортной продукции, необходимо усовершенствовать механизмы сбыта продукции от отечественного производителя. Данный механизм позволит уменьшить количество звеньев в цепи поставок, увеличить объем продукции, поступающей на рынок, улучшить конкурентоспособность местных товаропроизводителей. Повышая объем производства и уменьшая издержки, связанные с хранением, переработкой и реализацией товара, становится возможным снижение цены для конечного потребителя, тем самым решается вопрос не только продовольственной безопасности, но и снижения социальной напряженности в обществе.

Автором проведен анализ преимуществ создания оптово-распределительных центров, с уклоном к реализации отечественной продукции (в том числе продукции небольших объемов от ЛФХ, КФХ), либо совершенствования имеющихся площадок для основных участников цепочки сбыта продукции. Важными преимуществами, помимо реализации политики импортозамещения, являются: снижение объема потерь сельхозпродукции, увеличение объемов продаж, а, следовательно, и дополнительные налоговые отчисления, увеличение числа рабочих мест и повышение устойчивости АПК региона (табл. 1).
Таблица 1. Преимущества оптово-распределительного центра (*)

Создание большой, а главное, регулируемой системы оптово-распределительных центров — одна из приоритетных задач, которая должны быть приоритетом государственной аграрной политики.
На основе проведенных исследований регионов Московской области, были выявлены кластеры с наиболее типичными значениями по следующим параметрам: посевная площадь овощей, посевная площадь картофеля, валовый сбор овощей, валовый сбор картофеля, объем производства продукции растениеводства, наличие с/х техники, урожайность овощей, урожайность картофеля, а также выявлены положительные тренды по сбору овощей и картофеля регионов (рис. 1).

Рисунок 1 - Тренды сбора овощей/картофеля в отдельных районах Московской области (в т.ч. Ступинский, Ленинский, Раменский, Озерский, Коломенский, Луховицкий, Сергиево-Посадский (во всех хозяйств и только в КФХ и ЛФХ)

Указанные тренды показывают, что объемы производимой продукции овощеводства и картофелеводства увеличиваются (учитывая всех производителей), однако, КФХ и хозяйства населения показывают нестабильную динамику, с, тем не менее, восходящим трендом. К 2020 г. он становится более стабильным.

Предлагаемый автором организационно-экономический механизм регулирования продовольственного рынка обоснован исследованиями стабильного положительного тренда объема продукции отечественных производителей и представляется в виде системы, состоящей из взаимосвязанных и взаимообусловленных подсистем с подробной расшифровкой отдельных фрагментов (рис. 2). Каждая из этих подсистем выполняет определенные функции посредством конкретных мероприятий с помощью инструментов. В этих условия основные задачи распределительных центров – консолидация товарных партий, обработка (сортировка, калибровка, мойка и т.п.), переработка (резка, замораживание), упаковка, оптовая и мелкооптовая продажа. Однако в каждом конкретном случае набор функций может меняться в зависимости от вида и объемов обрабатываемой продукции, размещения центра.

Отказ от импорта и создание отечественного сбалансированного аграрного рынка – это первоочередные цели, которых необходимо придерживаться всем участникам сельскохозяйственной отрасли, на всех уровнях.

Гибкая система договорных отношений распределительных центров с производителями позволит последним максимально снизить риски потери продукции рынка овощной продукции, заниматься непосредственно процессом выращивания овощей, картофеля, использовать передовые технологии возделывания культур, закупать качественные семена, удобрения, участвовать в международных конференциях, встречах, посвященных обмену мировым опытом в сфере агропроизводства.


Рисунок 2. Организационно-экономические механизмы функционирования распределительного центра, производителей, потребителей, переработчиков (составлено автором).

Экономическая эффективность подобных центров, несомненно, в разных условиях будет иметь разное значение, поскольку важны источники финансирования, участие в государственных программах поддержки, грамотное управление проекта в целом.

В условиях создания распределительного центра «с нуля», финансирования за счет личных средств учредителей, а также дополнительных денежных средств в виде кредита на срок 5 лет, общих капитальных затрат в объемом в 129 621 205 рублей, срок окупаемости проекта составит около 6 лет.

Итак, на основе статистических, математических, графических методов исследования данных, автором установлено, что создание оптовых распределительных центров в районах Московской области позволит:
- построить эффективную систему заготовки, хранения, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции;
- повысить доходы и уровень занятости сельского населения;
- эффективно развивать областную сельскохозяйственную потребительскую кооперацию;
- снизить риски отечественных сельхозтоваропризводителей, связанные с хранением, переработкой продукции;
- создать инструмент государственного и областного регулирования товаропотоков продовольствия и цен в целях поддержки отечественного сельхозтоваропроизводителя;
- повысить производство отечественной конкурентоспособной продукции;
- обеспечить формирование и соблюдения стандартов;
- обеспечить население высококачественной местной продовольственной продукцией;
- способствовать увеличению емкости овощехранилищ и холодильников, мощностей пищеперерабатывающей промышленности;
- улучшить снабжение населения области высококачественными свежими продуктами питания по оптимальным ценам;
- внедрить современные методы и технологии оптовой торговли (электронная торговля, фьючерсные контракты, гарантии поставок и оплаты продукции, поставки по схеме «точно в назначенное время» и т.п.);
- способствовать развитию постоянных и устойчивых торговых связей с сельскохозяйственными рынками России;
- обеспечить пополнение государственного, областного бюджета и внебюджетных фондов за счет увеличения законного товарооборота и повышения собираемости налогов;
- улучшить информирование налоговых органов и органов исполнительной власти о совершенных сделках и движении товарной продукции на продовольственном рынке;
- создать возможность достоверно определять структуру оптовой цены: разницу между отпускной оптовой ценой регионального производителя, отпускной ценой торгово-посреднической компании и ценой оптово-розничного предприятия (магазина);
- обеспечить доступ предприятий малого и среднего бизнеса к организованному рынку сбыта сельскохозяйственной продукции, возможность использования материально-технических, финансовых и информационных ресурсов центра.

Выводы. Создание и запуск оптово-распределительных центров, способны не только обеспечить бесперебойное поступление свежих продуктов населению по справедливым ценам, но и стать драйвером повышения конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных производителей, предоставляя целый спектр услуг по хранению, проверке качества, реализации и транспортировке продукции, что немаловажно в условиях экономических санкций, как средства давления со стороны западных государств.

Sources:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. [Официальный сайт]. URL: http://www.mcx.ru (дата обращения: 17.03.2016).
2. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики. М.: КНОРУС. 2006. 352с.
3. Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ О промышленной безопасности опасных производственных объектов // Собрание законодательства Российской Федерации. 28.07.1997. № 30. Ст. 3588. Система ГАРАНТ: URL: http://base.garant.ru/11900785/#ixzz4RG4E5Ln4 (дата обращения: 18.03.2016).
4. Рыкова И.Н., Смирнов М.А. Проблемы и перспективы развития в России оптово-распределительных центров для сбыта сельскохозяйственной продукции // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. №. 34.
5. Тенденции развития и механизмы взаимодействия крупного и малого бизнеса в агропромышленном комплексе // Научные труды Всероссийского ин-та аграрных проблем и информатики. Вып. 24. М.: ВИАПИ имени А.А. Никонова; ЭРД, 2009. 218 с.
6. Ушачев, И.Г., Серков А.Ф., Папцов А.Г., Тарасов В.И., Чекалин В.С. Проблемы обеспечения национальной и коллективной продовольственной безопасности в ЕАЭС // АПК: Экономика, управление. 2014. № 10.
7. Фролова О.А. Интеграция – путь эффективности сельскохозяйственных организаций // Международный сельскохозяйственный журнал. 2006. № 6. С. 32-33.
8. Чутчева Ю.В., Сеидов М.М., Тогоев О.Ш. Инвестиционные процессы в агропромышленном комплексе. Международный технико-экономический журнал. 2012. №5. С. 5-8
9. Шевченко Т.В. Развитие структуры сбыта сельскохозяйственной продукции // Экономика, управление, финансы: материалы V междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2015 г.). Краснодар: Новация, 2015. С. 34-38.

References:

1. Gosudarstvennaya programma razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody.
2. Kapkanshchikov S.G. Gosudarstvennoye regulirovaniye ekonomiki. M.: KNORUS. 2006. 352 p.
3. Federal'nyy zakon ot 21.07.1997 № 116-FZ O promyshlennoy bezopasnosti opasnykh proizvodstvennykh ob"yektov.
4. Rykova I.N., Smirnov M.A. Problemy i perspektivy razvitiya v Rossii optovo-raspredelitel'nykh tsentrov dlya sbyta sel'skokhozyaystvennoy produktsii // Finansovaya analitika: problemy i resheniya. 2014. №. 34.
5. Tendentsii razvitiya i mekhanizmy vzaimodeystviya krupnogo i malogo biznesa v agropromyshlennom komplekse // Nauchnyye trudy Vserossiyskogo in-ta agrarnykh problem i informatiki. Vyp. 24. Moscow: VIAPI imeni A.A. Nikonova; ERD, 2009. 218 p.
6. Ushachev, I.G., Serkov A.F., Paptsov A.G., Tarasov V.I., Chekalin V.S. Problemy obespecheniya natsional'noy i kollektivnoy prodovol'stvennoy bezopasnosti v EAES // APK: Ekonomika, upravleniye. 2014. № 10.
7. Frolova O.A. Integratsiya – put' effektivnosti sel'skokhozyaystvennykh organizatsiy // Mezhdunarodnyy sel'skokhozyaystvennyy zhurnal. 2006. № 6. Pp. 32-33.
8. Chutcheva YU.V., Seidov M.M., Togoyev O.SH. Investitsionnyye protsessy v agropromyshlennom komplekse. Mezhdunarodnyy tekhniko-ekonomicheskiy zhurnal. 2012. №5. Pp. 5-8
9. Shevchenko T.V. Razvitiye struktury sbyta sel'skokhozyaystvennoy produktsii // Ekonomika, upravleniye, finansy: materialy V mezhdunar. nauch. konf. (g. Krasnodar, avgust 2015 g.). Krasnodar: Novatsiya, 2015. Pp. 34-38.

All illustrations of the article:

bottom of page