Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса
top of page

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса / А. С. Дорохов, В. М. Корнеев, Ю. В. Катаев [и др.] // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 4. – С. 46-57.

Dorokhov A.S. et al (2016) Technical service as a basic component of engineering and technical support of agroindustrial complex. Agricultural Risk Management 4:46-57.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ | TECHNICAL SCIENCES
Дорохов А.С., Корнеев В.М., Катаев Ю.В., Вялых Д.Г., Тихонов С.В., Дорохов А.А., Тришин А.А.

Технический сервис как основная составляющая инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса

Дорохов Алексей Семенович – доктор технических наук, член-корреспондент РАН, кафедра инженерной и компьютерной графики, факультет «Технический сервис в АПК», РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: dorokhov@rgau-msha.ru
SPIN-код РИНЦ: 6711-8971

Корнеев Виктор Михайлович – кандидат технических наук, профессор, кафедра технического сервиса машин и оборудования, факультет «Технический сервис в АПК», РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: tsmio@rambler.ru
SPIN-код РИНЦ: 5464-0703

Катаев Юрий Владимирович – кандидат технических наук, доцент, кафедра инженерной и компьютерной графики, факультет «Технический сервис в АПК», РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: ykataev@mail.ru
SPIN-код РИНЦ: 3082-3850

Вялых Дмитрий Геннадьевич – аспирант, кафедра инженерной и компьютерной графики, факультет «Технический сервис в АПК», РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: vialykh48@mail.ru

Тихонов Станислав Витальевич – магистрант, кафедра инженерной и компьютерной графики, факультет «Технический сервис в АПК», РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: stanislav.tikhonov94@mail.ru

Дорохов Александр Александрович – магистрант, кафедра инженерной и компьютерной графики, факультет «Технический сервис в АПК», РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: dorokhov-93@yandex.ru

Тришин Анатолий Анатольевич – магистрант, кафедра инженерной и компьютерной графики, факультет «Технический сервис в АПК», РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Россия
E-mail: tank_pro01@mail.ru

annotation

В статье рассматривается вопрос о современной системе технического сервиса машин в агропромышленном комплексе. Организация предпродажного и гарантийного обслуживания техники является важнейшим этапом в эксплуатации машин, особенно в настоящее время при ослабленной материально-технической базе хозяйств.

Keywords

Технический сервис; техническое обслуживание; ремонт; качество; эффективность; запасные части.

Dorokhov A.S., Korneev V.M., Kataev Yu.V., Vyalykh D.G., Tikhonov S.V., Dorokhov A.A., Trishin A.A.

Technical service as a basic component of engineering and technical support of agroindustrial complex

Alexey S. Dorokhov - doctor of Technical Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Department of Engineering and Computer Graphics, Faculty "Technical service in agriculture", RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: dorokhov@rgau-msha.ru

Victor M. Korneyev – Ph.D., Professor, Department of technical service of machines and equipment, Faculty "Technical service in agriculture", RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: tsmio@rambler.ru

Yuri V. Kataev – Ph.D., Associate Professor, Department of Engineering and Computer Graphics, Faculty "Technical service in agriculture", RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: ykataev@mail.ru

Dmitry G. Vyalykh – graduate student, Department of Engineering and Computer Graphics, Faculty "Technical service in agriculture", RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: vialykh48@mail.ru

Stanislav V. Tikhonov – undergraduate, Department of Engineering and Computer Graphics, Faculty "Technical service in agriculture", RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: stanislav.tikhonov94@mail.ru

Alexander A. Dorokhov – undergraduate, Department of Engineering and Computer Graphics, Faculty "Technical service in agriculture", RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: dorokhov-93@yandex.ru

Anatoly A. Trishin – undergraduate, Department of Engineering and Computer Graphics, Faculty "Technical service in agriculture", RSAU-MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: tank_pro01@mail.ru

Annotation

The article deals with the question of the modern system of technical service of machinery in agriculture. Organization of pre-sales and warranty service, technology is a critical step in the operation of machines, especially at this time when weakened the material and technical base of farms.

Keywords

Technical services; maintenance; repairs; quality; efficiency; spare parts.

Article text

Выполнение доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации неразрывно связано с модернизацией агропромышленного комплекса, направленной на снижение зависимости страны от мировой аграрной продукции. Инновационное развитие отраслей сельского хозяйства предусматривает техническое и технологическое обновление производства, что включает в себя не только совершенствование технической оснащенности сельскохозяйственного производства, но и эффективное использование и обслуживание технической базы села.

В настоящее время происходит качественное изменение поставляемой в хозяйства техники, в которой существенно выросла производительность и применяются информационные технологии, сложные электронные и гидравлические системы. Это требует от инженерно-технической системы агропромышленного комплекса надежную реализацию всех эксплуатационных качеств машин [4, 11, 12].

Поддержание техники в работоспособном состоянии до 1990 года осуществлялось на основе планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта [1]. Использование системы технического обслуживания и ремонта машин на протяжении многих десятилетий явилось значительным резервом повышения надежности машинно-тракторного парка.

Под системой технического обслуживания и ремонта понимается совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества машин сельскохозяйственного назначения [1,2]. В настоящее время вследствие реформирования экономических взаимоотношений в практике широко используются термины «технический сервис» и «сервисное обслуживание».

Service переводится с английского языка как «обслуживание» или «услуга». Согласно [3], обслуживание означает выполнять работы по удовлетворению чьих-либо нужд или оказывать услугу. В этой связи термин «сервисное обслуживание» является тавтологией, представляющей собой повторение близких по смыслу слов, что не отражает физический смысл процесса технического обслуживания.

В международной практике машиноиспользования термин «технический сервис» трактуется как комплекс услуг, оказываемых потребителю, в приобретении техники, эффективному её использованию и поддержанию в работоспособном состоянии в течение всего срока эксплуатации машины, а также ее утилизации по истечении срока службы [4, 12].

Рисунок 1 – Место технического сервиса техники в системе инженерно-технического обеспечения агропромышленного комплекса

В этой связи на основании проведенных исследований определены основные задачи технического сервиса. Для обеспечения работоспособности сельскохозяйственных машин в эксплуатационных условиях используются три основные стратегии технического обслуживания и ремонта [2]:
по потребности после возникновения отказа;
регламентированная (в зависимости от наработки или календарного времени) по сроку и содержанию ремонтно-обслуживающих воздействий;
по техническому состоянию с периодическим или непрерывным контролем (диагностированием).

Первая стратегия предусматривает выполнение ремонтно-обслуживающих работ, которые проводят после возникновения внезапного или постепенного отказа. Вторая стратегия носит планово-предупредительный характер и реализуется в течение срока службы машины вне зависимости от технического состояния ее составных элементов. Третья стратегия носит планово-предупредительный характер, но ее вид и объемы зависят от результата оценки технического состояния составных частей машины [2, 10].

В качестве основного критерия при выборе стратегии пользуются коэффициентом технической готовности и минимумом затрат на поддержание техники в исправном состоянии. Наиболее эффективна стратегия выполнения ремонтно-обслуживающих воздействий по фактическому состоянию машин с использованием средств диагностирования. Стратегия регламентирует срок обслуживания, а содержание определяется по результатам оценки технического состояния машины.

В отношении плановых текущих ремонтов неизменными являются их объёмы, а момент проведения сдвигается в зависимости от технического состояния элементов машины.
Система технического обслуживания и ремонта предусматривает виды и состав ремонтно-обслуживающих воздействий (РОВ), регламентирует периодичность и трудоемкость их выполнения. Для обеспечения работо-способности техники используется весь комплекс РОВ: входной контроль, предпродажное обслуживание, техническое обслуживание с применением методов и средств диагностирования, текущий и капитальный ремонты, хранение.

Рисунок 2 – Направления деятельности предприятий технического сервиса

Важное значение в системе технического сервиса имеет ее оптимальная организация, включающая следующие аспекты [5,6,7]: обеспечение рациональных форм организации работ; управление производственными процессами; формирование и использование ремонтно-обслуживающей базы; формирование и использование эксплуатационных материалов; обеспечение надлежащих условий труда; обеспечение нормативно-технической документацией; информационное сопровождение; обеспечение требуемого уровня квалификации персонала.

При этом основной целевой функцией технического сервиса являются обеспечение при оптимальных затратах максимальное сокращение потерь, возникающих при эксплуатации машин из-за технических неисправностей и максимальную реализацию потенциальных возможностей машин по надежности. Таким образом, можно констатировать, что организация технического сервиса в современных условиях требует обоснованного научного подхода, обеспечивающего эффективное использование машинно-тракторного парка.

В условиях ограниченного количества поставляемой техники для сельского хозяйства, ее дороговизны и недостатка денежных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей важнейшее значение приобретает комплектность и качества машин. По ряду объективных причин, сельскохозяйственная техника поступает в полуразобранном, а то и в разобранном виде. По субъективным причинам – бывает недоукомплектованной и неисправной. Сельским товаропроизводителям требуется подготовка «новой» техники к работе.

Исследование проблемы комплектности и надежности поставляемой техники показывает, что к числу объективных причин того, что машины поступают в полуразобранном виде, в первую очередь относятся условия их транспортирования. Например, полностью собранный зерноуборочный комбайн поставить по железной дороге невозможно из-за больших габаритов. В то же время простейшие по конструкции сельхозмашины экономически целесообразно поставлять в компактном, полуразобранном виде.

Кроме того, при транспортировании возникает необходимость упаковки, подготовки к перевозке некоторых деталей и узлов машин (зеркала, фары, элементы электроники и т. д.), снижать давление в шинах, выполнять другие условия. Следует учитывать и тот фактор, что в процессе транспортирования случаются хищения и повреждения составных частей машин. Таким образом, входной контроль, досборка техники, регулировка технологических параметров перед ее использованием по назначению – это объективная необходимость [5, 6, 8]. Другой особенностью, вызывающей потребность в предпродажном обслуживании является обеспечение безотказности машин.

Из общего количества неисправностей до 15% обнаруживается и устраняется в процессе предпродажного обслуживания, что позволяет на 5 – 10% повысить эффективность использования техники. В этом заключается цель предпродажного обслуживания техники, чтобы кроме досборки машины устранить обнаруженные неисправности, провести техническое обслуживание, проверить возможность технической регулировки и, убедившись в работоспособности машины, ее реализовать [5, 7].

Таким образом, вопросы технического сервиса машин в процессе использования по назначению являются очень важными, особенно в гарантийный период эксплуатации, так как в этот период проявляются дефекты, возникшие по вине завода-изготовителя. В этом случае устранение неисправностей берут на себя дилеры, через которые эти машины были реализованы [8].

Работы служб предпродажного и гарантийного обслуживания техники дилерской системы показывают, что при выполнении всех технических регламентов можно получить значительный эффект, который формируется на основе следующих составляющих:
• упреждение отказов в процессе предпродажной подготовки и уменьшение за счет этого простоев машин в период полевых работ;
• сокращение простоев машин за счет проверки возможности технологической регулировки сельскохозяйственных машин;
• возврат денежных средств заводами-изготовителями за восстановление работоспособности машин, отказавший по их вине;
• увеличение производительности машин за счет сокращения продолжительности простоев по техническим причинам;
• упреждение отказов машин за счет повышения квалификации мастеров-наладчиков и механизаторов.

Упреждение отказов при предпродажном обслуживании в процессе досборки и регулировки машин дает двойной эффект: это, во-первых, предотвращение затрат хозяйств на устранение последствий отказов, которые могли бы возникнуть в процессе использования машин, и, во-вторых, уменьшение издержек хозяйств за счет сокращения простоев машин и, соответственно, повышение их производительности.

Сокращение простоев машин, повышение их производительности, а, соответственно, и уменьшение издержек хозяйств происходит также благодаря обучению и повышению квалификации специалистов и механизаторов хозяйств, предварительной технологической регулировке машин, а также за счет оперативного устранения последствий отказов. Упреждение неисправностей комбайнов при предпродажном и гарантийном обслуживании, своевременное плановое техническое обслуживание силами и средствами дилеров позволяют получить эффект, равный дополнительному вводу в работу машин около 12% от числа поступавших.

При этом необходимо отметить, что дилерские предприятия обеспечивают поддержание работоспособности техники и в послегарантийный период эксплуатации путем ее ремонта и модернизации на основе реализации инновационных технологий технического сервиса [9, 10].
Под модернизацией машин, находящихся в эксплуатации, понимается улучшение их технических характеристик и повышение эксплуатационной надежности посредством проведения небольших изменений в конструкции и применения ряда технических достижений, используемых в конкурентоспособных машинах [11, 12].

Необходимость модернизации вызвана быстрыми темпами развития технического прогресса и возникающим в связи с этим моральным износом машин. Являясь одной из форм технического прогресса, модернизация позволяет в ряде случаев ценой сравнительно небольших затрат приводить действующие машины к техническому уровню новых машин. Таким образом, модернизация – это частичное обновление машин, при котором устраняется моральный износ. В результате конструктивного изменения или внедрения какого-либо технического новшества, не требующих больших затрат, устаревшие машины приобретают такие технико-эксплуатационные качества, которые обеспечивают возможность их использования с не меньшим производственным эффектом, чем новые.

Таким образом, организация предпродажного и гарантийного обслуживания техники является важнейшим этапом в эксплуатации машин, особенно в настоящее время при ослабленной материально-технической базе хозяйств. В такой ситуации роль и ответственность дилеров значительно возрастает, и их задача сводится теперь не только к своевременной и комплектной поставке машин, но и к надлежащей организации предпродажного, гарантийного и послегарантийного технического сервиса.

Sources:

Список литературы
1. ГОСТ 18322-78 «Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения».
2. Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве. М: ГОСНИТИ, 1985. 143 с.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Пред. Н.Ю. Шведова // Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. 944 с.
4. Конкин Ю.А., Голубев И.Г., Конкин М.Ю., Кузьмин В.Н. Технический сервис – опыт и перспективы развития // М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2011. 340 с.
5. Дорохов, А.С., Корнеев В.М., Катаев, Ю.В. Технический сервис в системе инженерно-технического обеспечения АПК // Сельский механизатор. 2016. № 8. С. 2-5.
6. Семейкин В.А., Дорохов А.С. Предпродажный технический сервис // Сельский механизатор. 2011. № 2. С. 14-15.
7. Дорохов А.С. Совершенствование входного контроля качества сельскохозяйственной техники на дилерских предприятиях // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2009. № 2 (33). С. 73-75
8. Корнеев В.М., Ахметов Т.А. Технический сервис как система поддержания машин в работоспособном состоянии // Международный технико-экономический журнал. 2014. № 4. С. 95-100.
9. Дорохов А.С. Катаев Ю.В., Скороходов Д.М. Теоретическое обоснование классификации входного контроля качества машиностроительной продукции // Международный технико-экономический журнал. 2015. № 2. С. 49-54.
10. Ерохин М.Н., Леонов О.А. Особенности обеспечения качества ремонта сельскохозяйственной техники на современном этапе // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ имени В.П. Горячкина. 2005. 1(11). С. 9-12.
11. Черноиванов В.И. Состояние и перспективы развития технического сервиса машин в АПК // Труды ГОСНИТИ. 2012. Т. 109. С. 4-8.
12. Дидманидзе О.Н., Митягин Г.Е., Лукьянов В.Б. О проблемах организации обслуживания и ремонта техники в условиях сельскохозяйственных предприятий // Международный технико-экономический журнал. 2007. № 1. С. 46-49.

References:

1. GOST 18322-78 «Sistema tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta tekhniki. Terminy i opredeleniya».
2. Kompleksnaya sistema tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta mashin v sel'skom khozyaystve. M: GOSNITI, 1985. 143 p.
3. Ozhegov S.I. Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy / Pred. N.YU. Shvedova // Rossiyskaya akademiya nauk. Institut russkogo yazyka imeni V. V. Vinogradova. 4-ye izd., dop. M.: Azbukovnik, 1999. 944 p.
4. Konkin YU.A., Golubev I.G., Konkin M.YU., Kuz'min V.N. Tekhnicheskiy servis – opyt i perspektivy razvitiya // M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2011. 340 p.
1. Dorokhov, A.S., Korneyev V.M., Katayev, YU.V. Tekhnicheskiy servis v sisteme inzhenerno-tekhnicheskogo obespecheniya APK // Sel'skiy mekhanizator. 2016. № 8. Pp. 2-5.
2. Semeykin V.A., Dorokhov A.S. Predprodazhnyy tekhnicheskiy servis // Sel'skiy mekhanizator. 2011. № 2. Pp. 14-15.
3. Dorokhov A.S. Sovershenstvovaniye vkhodnogo kontrolya kachestva sel'skokhozyaystvennoy tekhniki na dilerskikh predpriyatiyakh // Vestnik FGOU VPO MGAU. 2009. № 2 (33). Pp. 73-758.
4. Korneyev V.M., Akhmetov T.A. Tekhnicheskiy servis kak sistema podderzhaniya mashin v rabotosposobnom sostoyanii // Mezhdunarodnyy tekhniko-ekonomicheskiy zhurnal. 2014. № 4. Pp. 95-100.
5. Dorokhov A.S. Katayev YU.V., Skorokhodov D.M. Teoreticheskoye obosnovaniye klassifikatsii vkhodnogo kontrolya kachestva mashinostroitel'noy produktsii // Mezhdunarodnyy tekhniko-ekonomicheskiy zhurnal. 2015. № 2. Pp. 49-54.
6. Yerokhin M.N., Leonov O.A. Osobennosti obespecheniya kachestva remonta sel'skokhozyaystvennoy tekhniki na sovremennom etape // Vestnik FGOU VPO MGAU imeni V.P. Goryachkina. 2005. 1(11). Pp. 9-12.
7. Chernoivanov V.I. Sostoyaniye i perspektivy razvitiya tekhnicheskogo servisa mashin v APK // Trudy GOSNITI. 2012. T. 109. Pp. 4-8.
8. Didmanidze O.N., Mityagin G.Ye., Luk'yanov V.B. O problemakh organizatsii obsluzhivaniya i remonta tekhniki v usloviyakh sel'skokhozyaystvennykh predpriyatiy // Mezhdunarodnyy tekhniko-ekonomicheskiy zhurnal. 2007. № 1. Pp. 46-49.

All illustrations of the article:

bottom of page