top of page

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Коротких, Ю. С. Внедрение системы "Платон" в России и ее влияние на грузоперевозки / Ю. С. Коротких // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 2. – С. 5-9.

Korotkikh YuS (2016) Implementation of the Platon system in Russia and its influence on a cargo transportation. Agricultural Risk Management 2:5-9.

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ | TECHNICAL SCIENCES
Коротких Ю.С.

Внедрение системы «Платон» в России и ее влияние на грузоперевозки

Коротких Юлия Сергеевна – ассистент, факультет «Процессы и машины в агробизнесе», Институт механики и энергетики, РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: skt.at@yandex.ru
SPIN-код РИНЦ: 9214-9403

annotation

В статье описано внедрение системы взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, пройденных за один километр пути по трассам федерального значения, а также описывается ситуация на рынке грузоперевозок после введения системы взимания платы «Платон».

Keywords

«Платон», система оплаты, автомобильный контроль, проезд грузовиков, грузоперевозки

Korotkikh Yu. S.

Implementation of the Platon system in Russia and its influence on a cargo transportation

Yuliya S. Korotkikh – Assistant, Faculty “Processes and Machines in Agribusiness”, RSAU – MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
E-mail: skt.at@yandex.ru

Annotation

The article describes the implementation of a system of charging trucks with allowed maximum mass exceeding 12 tonnes, walked one kilometre along the routes of Federal significance, and describes the situation in the freight market after the introduction of the tolling system «Platon».

Keywords

"Platon", system of payment, automobile control, journey of trucks, cargo transportation

Article text

С 15 ноября 2015 года в Российской Федерации запущена государственная система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Владелец данного вида транспорта обязан оплачивать за каждый пройденный километр по федеральной трассе. Полученные средства взимаются в счет возмещения ущерба причиняемого автомобильным дорогам.

Оплата проезда осуществляется с помощью бортового устройства, имеющий вид электронного прибора, который подключается к 12-ти вольтовой розетке, внутри которого находится коммуникационный модуль GSM/GPRS, навигационный модуль ГЛОНАСС/GPS.

Данное устройство устанавливается в кабине автомобиля и при выезде на трассу федерального значения с помощью навигационных систем определяет географические координаты движущегося автомобиля и с заданной периодичностью через сети сотового оператора отправляются в центр обработки данных.

Также существует другой вид оплаты «Платон» через маршрутную карту при отсутствии бортового устройства. При таком виде оплаты владелец транспортного средства обязан зарегистрировать себя и транспортное средство в реестре системы «Платон» и перед поездкой указывает: начальный и конечный пункты поездки, а также случаи необходимости, от одной до трех промежуточных точек маршрута; дату и время начала движения автомобиля по маршруту; государственный регистрационный знак транспортного средства, на которое оформляется маршрутная карта; номер свидетельства о регистрации транспортного средства [1].

Контроль за внесением платы в счет возмещения вреда осуществляется системой стационарного мобильного контроля. Системы контроля обеспечивают проверку регистрации в реестре системы и внесения платы в счет возмещения ущерба.

Система контроля предполагает установку «рамок» на федеральных трассах России. Информация, передается в центры, где проходит сверка данных.

Помимо этого организована система мобильного контроля с помощью автомобилей с установленными на них рамками.

Автомобиль мобильного контроля передвигается по федеральным дорогам и контролирует проезд грузовиков [2]. Полученная информация также передается в центры, где проводится сверка данных.



За движение без бортового устройства или без построения маршрутной карты предусмотрены штрафы: на первый раз должностному лицу или индивидуальному предпринимателю – 40 тыс. рублей, юридическому лицу – 450 тыс. рублей.

За повторное нарушение санкция для должностного лица или индивидуального предпринимателя – 50 тыс. рублей, юридического лица – 1 млн. рублей [3].

На момент введения системы «Платон» была установлена стоимость за километр пути, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Стоимость за километр пути по федеральной трассе по системе «Платон»

Введение платы за проезд по федеральным трассам могло сразу отразится на стоимость перевозок для клиентов [4, 11-15]. Однако, повышение тарифов объективно увеличивает цены лишь на сотые доли %. Но ситуация на рынке показывает, что где-то рост цены перевозок превзошел на 10-15 %, а где-то не состоялся вовсе.

Так, по данным екатеринбургской компании «Лори» с ноября компания прибавила к стоимости перевозки груза плату в счет возмещения ущерба дорогам, а перевозчики на юге России, по данным директора краснодарской компании «Вол-Автотранс», цены не повышали, т.к. между компаниями слишком большая конкуренция, а рынок сжимается из-за падения доходов жителей розничного оборота [5].

Стоит отметить, что с 1 марта 2016 года оплата в счет возмещения вреда сохранилась в размере 1,53 руб. Данный размер оплаты продлен до специального решения. Таким образом, стоимость за перевозку груза в ближайшее время не увеличится, либо увеличится на доли процентов.

Sources:

1. Описание и назначение маршрутной карты [Электронный ресурс]. URL: http://platon.ru/ru/toll-tickets/ (дата обращения 10.03.2016).
2. Евсеева А. А., Сергеев А. С. Анализ влияния внедрения системы «Платон» на конечную стоимость формирования тарифов на автомобильные перевозки грузов [Электронный ресурс] // Концепт. 2015. Прогрессивные технологии транспорта и безопасности дорожного движения. URL: http://e-koncept.ru/2015/95556.htm. (дата обращения 17.03.2016).
3. Правительство РФ продлило льготный размер платы для пользователей системы «Платон» до специального решения [Электронный ресурс]. URL: http://platon.ru/ru/front-page/29-02-2016/4836/ (дата обращения 17.03.2016).
4. Евсеева А.А., Сергеев А.С. Анализ влияния внедрения системы «Платон» на конечную стоимость формирования тарифов на автомобильные перевозки грузов // Концепт. 2015. № 35.
5. Грузоперевозки заставляют платить за «Платон» клиентов [Электронный ресурс]. URL: http://www.uralweb.ru/news/business/452955.html (дата обращения 18.03.2016).

References:

1. Opisanie i naznachenie marshrutnoy karty [Elektronnyy resurs]. URL: http://platon.ru/ru/toll-tickets/ (data obrashcheniya 10.03.2016).
2. Evseeva A.A., Sergeev A.S. Analiz vliyaniya vnedreniya sistemy «Platon» na konechnuyu stoimost' formirovaniya tarifov na avtomobil'nye perevozki gruzov [Elektronnyy resurs] // Kontsept. 2015. Progressivnye tekhnologii transporta i bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya. URL: http://e-koncept.ru/2015/95556.htm. (data obrashcheniya 17.03.2016).
3. Pravitel'stvo RF prodlilo l'gotnyy razmer platy dlya pol'zovateley sistemy «Platon» do spetsial'nogo resheniya [Elektronnyy resurs]. URL: http://platon.ru/ru/front-page/29-02-2016/4836/ (data obrashcheniya 17.03.2016).
4. Evseeva A. A., Sergeev A. S. Analiz vliyaniya vnedreniya sistemy «Platon» na konechnuyu stoimost' formirovaniya tarifov na avtomobil'nye perevozki gruzov // Kontsept. 2015. № 35. Pp. 11-15.
5. Gruzoperevozki zastavlyayut platit' za «Platon» klientov [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.uralweb.ru/news/business/452955.html (data obrashcheniya 18.03.2016).

All illustrations of the article:

bottom of page