УДК
in process
DOI
10.53988/24136573-2016-01-06.
To cite the content of the article, please use the following description
To cite the content of the article, please use the following description
Моторин, О. А. К правовому анализу геопространственных технологий в сфере государственного мониторинга сельскохозяйственных земель / О. А. Моторин // Управление рисками в АПК. – 2016. – № 1. – С. 40-48. – DOI 10.53988/24136573-2016-01-06.
Motorin O (2016) Legal analysis of geospatial technologies in public monitoring of agricultural land. Agricultural Risk Management 1:40-48. doi: 10.53988/24136573-2016-01-06.
Юридические науки
Моторин О.А.
К правовому анализу геопространственных технологий в сфере государственного мониторинга сельскохозяйственных земель
Моторин Олег Алексеевич – кандидат политических наук, доцент, кафедра менеджмента инженерно-технических систем, Экономический факультет, РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, Москва, Россия.
E-mail: ol.motorin@gmail.com
SPIN-код РИНЦ: 4096-8796
annotation
В данной статье рассматриваются проблемы формирования данных о состоянии и использовании сельскохозяйственных земель. Описаны различные интерпретации нормативных понятий, которые используются при создании государственной системы мониторинга сельскохозяйственных земель.
Keywords
Сельское хозяйство; геопространственные данные; продовольственная безопасность; мониторинг земель.
Motorin O.A.
Legal analysis of geospatial technologies in public monitoring of agricultural land
Oleg A. Motorin – Ph.D., Associate Professor, Department of Engineering and Technical Systems Management, Faculty of Economics, RSAU–MAA named after K.A. Timiryazev, Moscow, Russia.
Annotation
This article discusses the problems of formation of data on the status and use of agricultural land. Various interpretations of the normative concepts that are used in the creation of the state system of monitoring of agricultural land.
Keywords
Agriculture; geospatial data; food security; land monitoring.
Article text
По состоянию на начало второго десятилетия XXI века более 30 млн. га сельскохозяйственных угодий не используются по целевому назначению [2]. Выведение из сельскохозяйственного оборота земель в таких масштабах ведет к уменьшению площади пахотных земель на душу населения, сокращению валового сбора сельскохозяйственной продукции, потерям «вложенного труда», убыванию сельского населения. В суммарном эффекте способствует росту рисков продовольственной безопасности Российской Федерации.
Одной из основных проблем, препятствующей разрешению данной проблемы являются неточности и недостаток в объективной и своевременно поступающей информации о состоянии и использовании сельскохозяйственных земель [5, 43-44]. Так, в ходе отработки технологии дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и анализа его результатов были получены важные, с точки зрения методологии мониторинга и его результативности, сведения о несовпадении данных официальной статистики, наземных наблюдений и спутниковых данных.
В целях предотвращения выбытия земель сельскохозяйственного назначения, сохранения и вовлечения их в сельскохозяйственное производство, разработки программ сохранения и восстановления плодородия почв, обеспечения государственных органов, включая органы исполнительной власти, осуществляющие государственный земельный контроль, юридических и физических лиц, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей всех форм собственности достоверной информацией о состоянии и плодородии сельскохозяйственных земель и их фактическом использовании Минсельхозом России была разработана Концепция государственного мониторинга сельскохозяйственных земель (далее – Концепция). Концепция одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1292-р [1].
В соответствии с Концепцией установлено следующее определение понятия «государственный мониторинг сельскохозяйственных земель». В настоящем исследовании под сельскохозяйственными землями понимаются земли сельскохозяйственного назначения и земли, используемые или предоставленные для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий.
Обозначенное определение предполагает под собой систему оперативных, периодических и базовых (исходных) наблюдений (аэрокосмическая съемка, наземные, гидрометеорологические, статистические наблюдения) за изменением качественного и количественного состояния земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, как природного и производственного объекта для ведения сельского хозяйства, их хозяйственным использованием, и обследований этих земель, почв и их растительного покрова, проводимых с определенной периодичностью.
Данное легальное определение понятия воспроизводит и уточняет применительно к сельскохозяйственным землям определение государственного мониторинга земель, предусмотренное статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации.
В Положении об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846 [6], определение государственного мониторинга земель отсутствует, но в то же время описаны основные элементы, позволяющие оценить его содержание. В частности установлено, что мониторинг включает в себя:
а) сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;
б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.
Эти положения учтены при подготовке Концепции. Прилагаемый к Концепции План мероприятий по ее реализации предусматривает разработку Минсельхозом России и заинтересованными федеральными органами нормативного правового акта о порядке осуществления государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий.
Исходя из приведенной в Концепции дефиниции государственного мониторинга сельскохозяйственных земель, его реализация включает в себя взаимодействие четырех ключевых компонент: аэрокосмической, наземной, гидрометеорологической и статистической составляющих. Каждая из данных составляющих является уникальной по используемым в рамках своей реализации геопространственным технологиям, и в то же время все они имеют общие признаки. Соответственно, при реализации связанных с ними отношений имеет место быть как общее, так и специфическое правовое регулирование.
Термин «геопространственные технологии» в российском законодательстве не присутствует в явном виде, однако составляющие ее элементы можно обнаружить в законодательстве об информации, информационных технологиях и защите информации, о техническом регулировании, о картографической и геодезической деятельности, в земельном и космическом законодательстве. Для уточнения этой термина целесообразно обратиться к анализу понятий, заключающих в себе результаты применения геопространственных технологий, которыми, по всей видимости, выступают получаемые геопространственные данные и геопространственная информация.
Определение понятия геопространственной информации устанавлено в Положении о получении, использовании и предоставлении геопространственной информации, утвержденном в постановлении Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 № 326, и означает «совокупность данных о местности и объектах, расположенных на поверхности Земли, в подповерхностном слое Земли, приповерхностном слое атмосферы Земли и околоземном пространстве, необходимых для использования в различных областях деятельности».
Определение геопространственных данных содержится в Национальном стандарте Российской Федерации «Географические информационные системы. Термины и определения. ГОСТ Р 52438-2005» [4], утвержденном приказом Федерального агентства технического регулирования и метрологии от 29.10.2005 № 423-ст, в одном семантическом ряде с терминами «геоинформационные данные», «географические данные», «геоданные» как нерекомендуемые к применению синонимы-термины к термину «пространственные данные». Под последним понимаются данные о пространственных объектах и наборах. Пространственный объект рассматривается в том же документе как «цифровая модель материального или абстрактного объекта реального или виртуального мира с указанием его идентификатора, координатных и атрибутивных данных».
Таким образом, согласно данному стандарту определения «геопространственные» и «геоинформационные» тождественны друг другу, а также обозначенному в качестве приоритетного для применения определению «пространственные». Уместно отметить также, что в содержательном аспекте определение «геопространственные» подразумевает под собой, в том числе, электронную обработку данных и получаемую в ее процессе информацию. Как следствие, термины геопространственных, геоинформационных и пространственных технологий являются семантически близкими друг к другу.
В широком смысле, геопространственные данные означают информацию, которая идентифицирует географическое местоположение и свойства естественных или искусственно созданных объектов, а также их границ на земле.
Пунктом 7 Положения об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846, установлено, что информация при осуществлении государственного мониторинга земель может быть получена с использованием дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов); сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.; наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных); соответствующих фондов данных.
С учетом обозначенного выше тождества между терминами «геопространственные технологии» и «геоинформационные технологии» раскроем последний термин.
Национальным стандартом Российской Федерации «Географические информационные системы. Термины и определения. ГОСТ Р 52438-2005» [4], утвержденным приказом Федерального агентства технического регулирования и метрологии от 29.10.2005 № 423-ст, в качестве геоинформационной технологии понимается «совокупность приемов, способов и методов применения программно-технических средств обработки и передачи информации, позволяющая реализовывать функциональные возможности геоинформационных систем». При этом, геоинформационная система определяется стандартом как информационная система, оперирующая пространственными данными.
Дополнительно отметим, что согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в отношениях, возникающих при осуществлении права на поиск, получение, передачу, распространение информации, при применении информационных технологий и обеспечении защиты информации используется следующее понятие информационных технологий. Это – «процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов».
В соответствии с Концепцией основными видами информации о сельскохозяйственных землях, получаемых с использованием современных информационных технологий, включая геоинформационные технологии, в составе государственных информационных ресурсов должны являться данные о границах сельскохозяйственных земель, их площади, состоянии, виде разрешенного и хозяйственного использования, потенциальной продуктивности, о сельскохозяйственных землях, выведенных из сельскохозяйственного оборота и введенных в оборот в текущем году и за заданный период наблюдений, о состоянии плодородия почв, включая показатели, характеризующие морфогенетические свойства почв, степени негативных воздействий на почвы, а также характеристики произрастающей на них растительности, урожайности сельскохозяйственных культур, другая информация с различными степенями агрегации, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей, а также программные продукты.
Можно заключить, что возможности правового анализа геопространственных технологий в сфере государственного мониторинга сельскохозяйственных земель в значительной мере детерминированы межотраслевым характером правовых норм, регулирующих отношения между его участниками.
В этой связи, формирование эффективного правового регулирования отношений, складывающихся в сфере государственного мониторинга сельскохозяйственных земель, требует комплексного учета норм земельного, инфокоммуникационного, космического, гражданского, аграрного, экологического и градостроительного права. Рассмотренные в работе положения могут быть использованы для дальнейшего уточнения и совершенствования правового содержания государственного мониторинга сельскохозяйственных земель.
Sources:
Список литературы
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1292-р «О Концепции развития государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий, и формирования государственных информационных ресурсов об этих землях на период до 2020 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/2072596/#ixzz44nlIvubS2 (дата обращения: 10.01.2016).
2. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010.
3. Земли сельскохозяйственного назначения: сборник нормативных правовых актов. М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2010.
4. Географические информационные системы. Термины и определения. ГОСТ Р 52438-2005 (утв. Приказом Ростехрегулирования от 29.12.2005 № 423-ст). М.: Стандартинформ, 2006.
5. Моторин О.А. Мониторинг сельскохозяйственных земель в развитии аграрной политики и управления земельным фондом России // Управление рисками в АПК. 2015. № 2. URL: http://www.agrorisk.ru/#!blank/z07ge [дата обращения: 10.01.2016]. ISSN 2413-6573.
6. Постановление Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» // Российская газета. № 231. 05.12.2002.
References:
1. Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 30 iyulya 2010 g. № 1292-r «O Kontseptsii razvitiya gosudarstvennogo monitoringa zemel' sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya i zemel', ispol'zuyemykh ili predostavlennykh dlya vedeniya sel'skogo khozyaystva v sostave zemel' inykh kategoriy, i formirovaniya gosudarstvennykh informatsionnykh resursov ob etikh zemlyakh na period do 2020 goda». [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/2072596/#ixzz44nlIvubS2 (data obrashcheniya: 10.01.2016).
2. Doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya. Moscow: FGNU «Rosinformagrotekh», 2010.
3. Zemli sel'skokhozyaystvennogo naznacheniya: sbornik normativnykh pravovykh aktov. Moscow: FGNU «Rosinformagrotekh», 2010.
4. Geograficheskiye informatsionnyye sistemy. Terminy i opredeleniya. GOST R 52438-2005 (utv. Prikazom Rostekhregulirovaniya ot 29.12.2005 № 423-st). Moscow: Standartinform, 2006.
5. Motorin O.A. Monitoring sel'skokhozyaystvennykh zemel' v razvitii agrarnoy politiki i upravleniya zemel'nym fondom Rossii // Upravleniye riskami v APK. 2015. № 2. URL: http://www.agrorisk.ru/#!blank/z07ge [data obrashcheniya: 10.01.2016]. ISSN 2413-6573.
6. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 28.11.2002 № 846 «Ob utverzhdenii Polozheniya ob osushchestvlenii gosudarstvennogo monitoringa zemel'» // Rossiyskaya gazeta. № 231. 05.12.2002.
All illustrations of the article: