К вопросу о механизмах модернизации материально-технической оснащенности сельскохозяйственных производителей
top of page
Volume 1 (2015)

УДК

in process

DOI

in process

To cite the content of the article, please use the following description

To cite the content of the article, please use the following description

Атлуханов А.А. К вопросу о механизмах модернизации материально-технической оснащенности сельскохозяйственных производителей // Управление рисками в АПК. 2015. № 2. C. 39-45. URL: https://www.agrorisk.ru/pub/201501/3

Atlukhanov A (2015) About possible mechanisms and directions for the modernization of material and technical equipment of agricultural producers. Agricultural Risk Management 1: 39-45. URL: https://www.agrorisk.ru/pub/201501/3

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | ECONOMICAL SCIENCES
Атлуханов А.А.

К вопросу о механизмах модернизации материально-технической оснащенности сельскохозяйственных производителей

Атлуханов Артур Абдулахакович – кандидат экономических наук, ведущий экономист, Федеральное государственное казенное учреждение «Комбинат «Сигнал» имени А.А.Григорьева, Федеральное агентство по государственным резервам, Москва, Россия.
E-mail: nokia245@yandex.ru

annotation

В данной статье рассматривается техническая база сельского хозяйства. Обосновывается необходимость ее модернизации и развития, ускорения обновления используемой техники, увеличения ее производства. Предложены новые механизмы и направления развития сельского хозяйства в части модернизации и развития ее технической базы.

Keywords

Сельское хозяйство; материально-техническая оснащенность сельского хозяйства; новые технологии производства; экономический рост; лизинг.

Atlukhanov A.A.

About possible mechanisms and directions for the modernization of material and technical equipment of agricultural producers

Artur А. Atlukhanov – Ph.D., Senior Economist, Federal Public Establishment "Kombinat "Signal" named after A.A.Smirnov, Rosrezerv, Moscow, Russia.
E-mail: nokia245@yandex.ru

Annotation

This article discusses the technical base of agriculture. The necessity of modernization and development, accelerate the renovation technique used, increasing its production. Proposed new mechanisms and directions of development of agriculture in terms of modernization and development of its technical facilities.

Keywords

Agriculture; material and technical equipment of agriculture; new production technologies; economic growth; leasing.

Article text

В настоящее время в условиях наметившегося экономического кризиса, а также с введением ряда санкций со стороны западных стран в отношении отечественных экспортных компаний, нашей страной создаются ответные протекционистские меры, выраженные в ограничении ввоза разнообразных товаров из иностранных государств. Применяемые нашей страной санкции в большей степени касаются продукции сельского хозяйства. Все это создает благоприятные условия для развития отечественного сельского хозяйства, дает возможность повысить его роль и эффективность, вывести на более высокий и качественный уровень.

Однако следует сказать, что защитные меры от иностранных конкурентов не могут в целом решить те проблемы, которые имеются в настоящее время в аграрном комплексе. Следует использовать также другие возможности и направления совершенствования агропромышленного комплекса, которые могли бы в совокупности способствовать достижению целей развития сельского хозяйства, заявленных в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [1].

Одним из таких главных направлений выступает постоянная и целенаправленная модернизация и совершенствование технической базы сельского хозяйства. Как известно, благодаря технической базе аграрного производства формируется материальная основа, которая позволяет осваивать современные новые технологии производства. Мировой опыт показывает, что эффективность сельскохозяйственного производства и уровень его интенсивности напрямую зависит от уровня технической оснащенности, интенсивности и эффективности модернизации технической базы сельского хозяйства [6].

Посредством технической модернизации происходит снижение себестоимости продукции, что, по сути, выступает главным фактором поступательного развития сельского хозяйства в нашей стране. Материально-техническая оснащенность сельскохозяйственных предприятий, и те способы воспроизводства технической базы, которые применяются в современных условиях, во многом зависят от таких показателей как финансовое состояние, эффективность хозяйственной деятельности, размер предприятия и других факторов, которые позволяют обеспечить доступность как заемных средств, так и средств, выделяемых федеральным и региональным бюджетами в виде мер государственной поддержки [5; 7].

В рамках вышеназванной Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы учтена подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие», в рамках которой предусмотрено достижение цели, выраженной в приобретении российскими сельскохозяйственными организациями новой техники с оказанием мер государственной поддержки.

Отечественные производители сельскохозяйственной техники, начиная с 2013 года, стали получать от государства субсидии на продаваемые тракторы, комбайны, (зерноуборочные и кормоуборочные), сеялки, культиваторы, копатели картофеля и картофелесажалки. Это частично привело к повышению технического переоснащения сельского хозяйства и развития сельскохозяйственного машиностроения России.

По условиям предоставления данной меры государственной поддержки, в 2013 году для возмещения части затрат на производство и реализацию техники аграриям эта субсидия составляла 15% от цены производимой техники.

Наряду с предоставлением субсидий, другим важным фактором финансового обеспечения технического обновления стал лизинг. Так, в рамках программы обновления машинно-тракторного парка в 2012-2014 годах сельскохозяйственным товаропроизводителям ОАО «Росагролизинг» предоставило в лизинг 2282 трактора, 1054 комбайна (для сравнения в рамках федерального лизинга в 2012 году предоставлено 1266 тракторов, 295 комбайнов) [3].

На сегодняшний день в соответствии с федеральным бюджетом на 2015-2017 годы на предоставление субсидий производителям сельхозтехники в рамках подпрограммы «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» вышеуказанной Государственной программы предусмотрено финансирование в объеме 1,9 млрд. рублей для приобретения 2 397 единиц техники. К их числу относятся зерно- и кормоуборочные комбайны и тракторы. Кроме того, за счет выделенных в рамках антикризисного плана 2 млрд. рублей Минсельхозом России предусматривается субсидирование производства и реализации еще порядка 2 900 единиц техники.

Также, в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 года» в целом за 2015 год предусмотрено выделение дополнительно 2 млрд. рублей для субсидирования скидки на сельхозтехнику и осуществление имущественного взноса в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» в таком же объеме [2; 3].
Безусловно, все эти меры свидетельствуют о значимости и необходимости поддержки технического обновления сельского хозяйства со стороны государства, важности его развития и повышения эффективности.

Вместе с тем, мы полагаем, что государству необходимо применить новые механизмы и направления для развития сельского хозяйства в части обеспечения его материально-технической базы. Приведем некоторые из данных предложений.
Необходимо изменить и сформировать более эффективную кредитную систему для агропромышленного комплекса. На наш взгляд, ОАО «Россельхозбанк», который занимается обслуживанием товаропроизводителей в сфере агропромышленного комплекса [4], должен осуществлять свою деятельность не только с точки зрения коммерческой деятельности, но и с точки зрения отраслевой государственной структуры, отраслевого института развития. Эта политика должна быть выражена в максимальном снижении процентов по предоставляемым кредитам и увеличении сроков их выдачи.

Следует создавать условия, при которых производителям технических средств, используемых в сельском хозяйстве, будут предоставляться определенные льготы. Эти льготы могут быть представлены: в снижении сумм выплачиваемых налогов, сумм арендной платы за используемую землю, снижении таможенных пошлин на комплектующие детали для сельхозтехники. Такая мера повысит рентабельность производства сельхозтехники и позволит увеличить как количественную, так и качественную составляющую сельхозмашиностроения.

Также одним из направлений развития должно стать снижение показателя аванса, который уплачивается сельхозпроизводителем для получения техники от лизингодателя. В настоящее время он составляет 30% от стоимости техники. Это очень высокий показатель, и не каждый сельхозпроизводитель в состоянии выплатить его. Государству следует пересмотреть этот показатель в сторону снижения. На наш взгляд, необходимо создать систему прямого финансирования со стороны государства первого взноса по лизингу либо предоставление компенсации части затрат на техническую модернизацию тем сельхозпроизводителям, кто выиграл такое право на конкурсной основе. Наряду с этим, следует существенно расширить список техники, предоставляемой в лизинг, с целью создания условий по обновлению парка прицепной техники (например, такие основные средства как сеялки, культиваторы и т.п.). Эти меры позволят повысить количество лизингополучателей, предоставят возможность большему числу сельхозпроизводителей обновить свою техническую базу.

Необходимо изменить практику применения субсидируемой скидки при получении техники по договору лизинга. Субсидируемая скидка со стороны государства должна будет выплачиваться непосредственно производителям, а не дилерам как выходит обычно на практике. Государство должно жестко проверять то, как формируется цена за единицу сельхозтехники на условиях «франко-завод» (цена, подлежащая уплате изготовителю, на предприятии которого производилась последняя обработка/переработка товара). В этой связи необходимо на законодательном уровне установить порядок образования себестоимости продукции, и исключить из ее формирования дилерские услуги. Это позволит снизить конечную стоимость техники, передаваемой лизингополучателю.

Большой эффект может быть достигнуть также за счет использования мер по утилизации сельскохозяйственной техники, которая выработала свой ресурс и предоставлением одновременно определенной скидки на новую приобретаемую технику. Такая мера позволит в довольно короткие сроки вывезти из эксплуатации большую часть морально и физически изношенной техники, а также даст возможность внедрить новые ресурсо- и энергосберегающие технологии в сельском хозяйстве [7].

В конечном итоге реализация вышеперечисленных предложений предоставит возможность в короткие сроки обновить действующую техническую базу в сельском хозяйстве, позволит освоить современные новые технологии производства, снизит риски недополучения прибыли от неиспользования сельскохозяйственных угодий, значительно повысит производство сельскохозяйственной продукции, и в конечном итоге станет одним из факторов экономического роста.

Sources:

1. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 32 , Ст. 4549.
2. Об утверждении плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 № 98-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 5. Ст. 866.
3. ОАО «Росагролизинг» [Офиц. сайт]. URL: http://www.rosagroleasing.ru / (дата обращения: 05.09.2015).
4. АО «Россельхозбанк» [Офиц. сайт]. URL: http://www.rshb.ru / (дата обращения: 10.09.2015).
5. Попов Н.А. Экономика сельского хозяйства. М.: Научно-издательский центр «ИНФРА-М», 2013.
6. Петранева Г.А. Экономика сельского хозяйства / Петранева Г.А., Коваленко Н.Я., Романов А.Н., Моисеева О.А. М.: Издательский Дом «Альфа-М»: Научно-издательский центр «ИНФРА-М», 2012.
7. Федоренко В.Ф. Инновационная деятельность в АПК: состояние, проблемы, перспективы / В.Ф. Федоренко, Д.С. Буклагин, Э.Л. Аронов. М.: Росинформагротех, 2010.

References:

1. O Gosudarstvennoy programme razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody: Postanovleniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 14.07.2012 № 717 // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2012. № 32 , St. 4549.
2. Ob utverzhdenii plana pervoocherednykh meropriyatiy po obespecheniyu ustoychivogo razvitiya ekonomiki i sotsial'noy stabil'nosti v 2015 godu: Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 27.01.2015 № 98-r // Sobraniye zakonodatel'stva Rossiyskoy Federatsii. 2015. № 5. St. 866.
3. OAO «Rosagrolizing» [Off. site]. URL: http://www.rosagroleasing.ru / (05.09.2015).
4. AO «Rossel'khozbank» [Off. site]. URL: http://www.rshb.ru / (10.09.2015).
5. Popov N.A. Ekonomika sel'skogo khozyaystva. Moscow: Nauchno-izdatel'skiy tsentr «INFRA-M», 2013.
6. Petraneva G.A. Ekonomika sel'skogo khozyaystva / Petraneva G.A., Kovalenko N.YA., Romanov A.N., Moiseyeva O.A. Moscow: Izdatel'skiy Dom «Al'fa-M»: Nauchno-izdatel'skiy tsentr «INFRA-M», 2012.
7. Fedorenko V.F. Innovatsionnaya deyatel'nost' v APK: sostoyaniye, problemy, perspektivy / V.F. Fedorenko, D.S. Buklagin, E.L. Aronov. Moscow: Rosinformagrotekh, 2010.

All illustrations of the article:

bottom of page